Бытовые услуги – это все, что связано с удовлетворением повседневных нужд: например, ремонт бытовой техники, изготовление мебели, ювелирных изделий, химчистка и др. Исполнителем бытовых услуг может быть, как организация, так и предприниматель или самозанятый гражданин, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору. На что обратить внимание при выборе исполнителя и заключении договора?
·
Информация об исполнителеДо заключения договора необходимо ознакомиться с информацией об исполнителе и оказываемых услугах. Особенно необходимо обратить внимание на информацию о регистрационных данных, месте нахождения исполнителя, адресе, на который потребитель может направить претензию. Также должны быть доступны сведения о стоимости услуг, сроках их оказания. Вся информация должна быть размещена в удобном и доступном для обозрения месте, в том числе на сайте исполнителя.
·
Форма заключения договораДоговор об оказании бытовых услуг должен быть оформлен в письменном виде, например, путем составления текста договора, либо передачи потребителю кассового чека, талона, квитанции, в которых содержится информация об исполнителе, оказанных услугах, их стоимости.
·
Договор, заключенный дистанционным способомОсобенно внимательно нужно заключать договор об оказании бытовых услуг по ремонту техники дистанционным способом.
В этом случае исполнителя услуг потребитель выбирает с помощью поисковых сервисов в сети «Интернет». На сайте компании может быть размещена только форма обратной связи, для того, чтобы потребитель оставил свои контактные данные (после чего ему перезванивает сотрудник компании), либо на сайте указан только номер телефона контактного центра.
Чаще всего, первоначально согласовывается услуга диагностики (вызов мастера на дом к потребителю либо приезд курьера с целью забрать технику для диагностики). В последующем происходит осуществление ремонта техники на дому либо передача техники курьеру.
В этом случае важно проверить наличие сведений о регистрационных данных исполнителя услуг, подробно согласовывать, какие именно услуги будут оказаны (диагностика, разбор техники, полный ремонт), а также уточнять окончательную стоимость таких услуг с учетом необходимости оплаты запасных частей.
Важно помнить, что при передаче техники курьеру для доставки в ремонтную мастерскую, сведений о месте нахождения которой у потребителя не имеется, гражданин может в итоге лишиться данной техники. Если оказание бытовых услуг происходит на дому у пожилых, социально незащищенных потребителей, желательно обеспечить присутствие при этом свидетелей, например, близких родственников, соседей.
Согласно российскому законодательству*, потребитель имеет право на получение надлежащей информации об исполнителе и оказываемых им услугах, на качество и безопасность услуг, их оказание в установленный срок. Потребитель вправе отказаться от услуг в любое время до момента их оказания, а также потребовать возмещения причиненных убытков в случае, если услуги оказаны ненадлежащим образом.
Специалисты по защите прав потребителей напоминают о том, что в случае возникновения спорных ситуаций с исполнителем бытовых услуг, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в судебные инстанции можно обращаться в
консультационные пункты для потребителей (контактные данные можно найти по ссылке
http://кц66.рф или узнать по телефону консультационного центра для потребителей (343) 374-14-55).
* Правоотношения потребителя и исполнителя бытовых услуг регулируют нормы Гражданского кодекса РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 №1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», Единые правила в области защиты прав потребителей, утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 6 декабря 2024 г. № 6.