Урок № 9. Обмен товара надлежащего качества

Общие разъяснения:

Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (следовательно – и не подлежащих возврату), утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463. Согласно п. 11 Перечня к таким товарам относятся технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.

В данном случае обязательными условием является не только отнесение товара к технически сложным товарам, но и наличие на него гарантии не менее одного года.

Понятие технически сложного товара в законодательстве не установлено. Вместе с тем, для отнесения товаров к техническим сложным необходимо применять Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров", что подтверждается имеющейся судебной практикой (например, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2022 N 88-6254/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2021 N 88-20145/2021).

Таким образом, потребитель не вправе требовать обмен, следовательно, и возврат технически сложного товара бытового назначения при наличии на него гарантийного срока не менее 1 года.

Возврат технически сложных товаров, приобретенных дистанционным способом:

Возврат технически сложного товара, приобретенного дистанционным способом, регулируется специальной ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей и Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.

Согласно данным нормам при дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения технически сложного товара бытового назначения у этого продавца.

Таким образом, потребитель вправе вернуть приобретенный дистанционным способом технически сложный товар по общим правилам ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (примеры из судебной практики: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 88-9112/2021 – суд указал, что «возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом, возможен при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств, а также документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара. Запретов на возврат в отношении приобретенных дистанционным способом технически сложных товаров положения статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей не предусматривают, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержат»).

Алгоритм действий потребителя:

1. Предъявление продавцу требования о возврате технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом,

2. Предъявление иска в суд в случае отказа продавца в добровольном порядке удовлетворить требования.

3. Административная ответственность:

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Нарушение продавцом Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе, в части не предоставления потребителю ответа на заявленную претензию, влечет за собой наступление ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ. Для привлечения продавца к ответственности потребителю необходимо представить доказательств получения претензии продавцом.

Для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, д. 3). Обращение может быть подано лично, направлено почтой, а также через сайт Управления www.66.rospotrebnadzor.ru.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращаем внимание на то, что для предметного рассмотрения вопроса о применении мер в обращении необходимо указать сведения о лице, допускающем нарушение (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), его месте нахождения (адресе магазина).

Made on
Tilda