Общие разъяснения: Граждане и юридические лица
свободны в заключении договора.
Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные законодательством, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся, в частности, условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом; условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя.
Пример: навязывание дополнительной гарантии на товар (комплексная защита от поломки и ущерба, гарантия сверх установленной Изготовителем, страхование товарв от различных рисков), консультации по настройке программного обеспечения (в том числе, настройка авторизации пользователя, регистрация почтового аккаунта, установление антивирусных программ), в том числе со включением данных услуг в стоимость кредита при покупке товара в кредит, если потребитель не заявлял желание об оплате данных услуг. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Следует отметить, что судебная практика также исходит из того, что согласие потребителя на приобретение дополнительных платных товаров или услуг должно быть выражено в отдельном письменном заявлении.
Например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 по делу № 17АП-2848/2021-АК по заявлению ООО «Сеть Связной» об оспаривании постановления о назначении административного наказания. Суд указал, что никакой информации о дополнительных товарах и услугах до покупки потребителю предоставлено не было. В материалах дела отсутствуют заключенные с потребителем договоры на оказание услуг связи, а также доказательства предоставления потребителю информации о стоимости товаров, тарифов. Таким образом, реализуя товар, оказывая услугу потребителю, юридическое лицо ввело потребителя в заблуждение о необходимости обязательного заказа и оплаты дополнительных услуг, тем самым навязав их приобретение.
Требования потребителя: При оказании потребителю дополнительных платных работ (услуг), он вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Способы восстановления нарушенных прав: 1. Предъявление претензии исполнителю.
Потребитель, в случае навязывания ему исполнителем дополнительных платных товаров (работ, услуг), вправе обратиться к продавцу с
письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы требования потребителя. Один экземпляр претензии вручается продавцу, либо направляется письмом (с уведомлением). В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.
В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.
2. Обращение в суд с исковым заявлением.
3. Административная ответственность.
Продажа технически сложных товаров с навязыванием дополнительных платных услуг и товаров без оформления согласия потребителя и включением стоимости услуг в чек является введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) и влечет за собой наступление административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. Нарушение продавцом Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе, в части не предоставления потребителю ответа на заявленную претензию, влечет за собой наступление ответственности по
ст. 14.15 КоАП РФ. Для рассмотрения вопроса привлечения продавца к ответственности потребителю необходимо представить доказательств получения претензии продавцом.
Для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, д. 3). Обращение может быть подано лично, направлено почтой, а также через сайт Управления
www.66.rospotrebnadzor.ru.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Обращаем внимание на то, что для предметного рассмотрения вопроса о применении мер в обращении необходимо указать сведения о лице, допускающем нарушение (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), его месте нахождения (адресе магазина).