Общие разъяснения: В случае, если по требованию потребителя производится
замена технически сложного товара ненадлежащего качества, и срок такой замены составляет более 7 дней, либо
ремонт такого товара, потребитель вправе предъявить требование о предоставлении ему на указанный период другого товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами.
Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. В соответствии с пунктами 3 и в Перечня, к таким товарам относятся электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и (или) кожными покровами), а также электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи.
В законе отсутствует общее понятие приборов, используемых для обработки продуктов и приготовления пищи, в связи с чем данный перечень подлежит толкованию относительно каждого концертного технически сложного товара. Так, например, суд признал, что газовая колонка, используемая для подогрева воды, не относится к указанному перечню, так как она используется в целях нагревания проточной воды. Соответственно, основания для отнесения данного газового водонагревателя к газовому прибору бытового назначения, используемого для термической обработки продуктов и приготовления пищи, в т.ч. для нагревания воды в целях ее употребления в дальнейшем именно как пищевого продукта, у судов не имелись (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 по делу N 88-18871/2022)
Если товар не относится к указанному в Перечне, при предъявлении требования о предоставлении подменного товара изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель (в зависимости от того, кому предъявлены требования потребителем) обязаны в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период замены или ремонта другой товар, обеспечив доставку за свой счет.
В случае, если потребителем такое требование не заявлялось, то у изготовителя, продавца, уполномоченной организации не возникает обязанности предоставить подменный товар.
Исходя из судебной практики, под понятием "основные потребительские свойства" следует понимать свойства товара, связанные с его использованием по назначению, а также с целью, для которой приобретался данный товар. Данное понятие является оценочным и в каждом конкретном случае следует определять отдельно, какие свойства товара являются потребительскими, с учетом того, для каких целей был приобретён товар изначально и в каких именно функциях нуждался потребитель при его приобретении.
Требование потребителя: Подготовка письменной претензии о предоставлении подменного товара на период замены или ремонта с необходимыми потребительскими свойствами.
Письменная претензия составляется в двух экземплярах, на одном из которых необходимо поставить отметку о вручении (дату вручения, лицо, получившее претензию). В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.
Способы восстановления нарушенных прав: 1. Предъявление требования о выплате неустойки (пени) за нарушение сроков предоставления другого товара в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.
2. Заявление иных требований, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
3. Обращение в суд с исковым заявлением о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя.
4. Административная ответственность: Нарушение продавцом Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе, в части не предоставления потребителю ответа на заявленную претензию, влечет за собой наступление ответственности по
ст. 14.15 КоАП РФ. Для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования необходимо обращаться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, д. 3). Обращение может быть подано лично, направлено почтой, а также через сайт Управления
www.66.rospotrebnadzor.ru.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.