Урок № 6. Отказ от предоставления товара на период ремонта

Общие разъяснения:

В случае, если по требованию потребителя производится замена технически сложного товара ненадлежащего качества, и срок такой замены составляет более 7 дней, либо ремонт такого товара, потребитель вправе предъявить требование о предоставлении ему на указанный период другого товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами.

Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. В соответствии с пунктами 3 и в Перечня, к таким товарам относятся электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла, электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, электрические машинки для стрижки волос и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и (или) кожными покровами), а также электрические, газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи.

В законе отсутствует общее понятие приборов, используемых для обработки продуктов и приготовления пищи, в связи с чем данный перечень подлежит толкованию относительно каждого концертного технически сложного товара. Так, например, суд признал, что газовая колонка, используемая для подогрева воды, не относится к указанному перечню, так как она используется в целях нагревания проточной воды. Соответственно, основания для отнесения данного газового водонагревателя к газовому прибору бытового назначения, используемого для термической обработки продуктов и приготовления пищи, в т.ч. для нагревания воды в целях ее употребления в дальнейшем именно как пищевого продукта, у судов не имелись (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 по делу N 88-18871/2022)

Если товар не относится к указанному в Перечне, при предъявлении требования о предоставлении подменного товара изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель (в зависимости от того, кому предъявлены требования потребителем) обязаны в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период замены или ремонта другой товар, обеспечив доставку за свой счет.

В случае, если потребителем такое требование не заявлялось, то у изготовителя, продавца, уполномоченной организации не возникает обязанности предоставить подменный товар.

Исходя из судебной практики, под понятием "основные потребительские свойства" следует понимать свойства товара, связанные с его использованием по назначению, а также с целью, для которой приобретался данный товар. Данное понятие является оценочным и в каждом конкретном случае следует определять отдельно, какие свойства товара являются потребительскими, с учетом того, для каких целей был приобретён товар изначально и в каких именно функциях нуждался потребитель при его приобретении.

Требование потребителя:


Подготовка письменной претензии о предоставлении подменного товара на период замены или ремонта с необходимыми потребительскими свойствами.

Письменная претензия составляется в двух экземплярах, на одном из которых необходимо поставить отметку о вручении (дату вручения, лицо, получившее претензию). В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление требования о выплате неустойки (пени) за нарушение сроков предоставления другого товара в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки.

2. Заявление иных требований, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

3. Обращение в суд с исковым заявлением о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя.

4. Административная ответственность:

Нарушение продавцом Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе, в части не предоставления потребителю ответа на заявленную претензию, влечет за собой наступление ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.

Для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования необходимо обращаться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, д. 3). Обращение может быть подано лично, направлено почтой, а также через сайт Управления www.66.rospotrebnadzor.ru.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Made on
Tilda