Урок № 7. Навязывание дополнительных платных услуг

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в договоре о реализации туристского продукта указываются существенные условия договора, без которых заключение договора невозможно. К существенным условиям договора относится, в том числе информация о дополнительных услугах, входящих в туристский продукт.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, то он имеет право потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона РФ № 2300-1, п.16 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452).

Дополнительными платными услугами могут быть:

  • приобретение каких-либо билетов на экскурсии под предлогом их дешевизны и включение указанного условия в договор;
  • страхование от невыезда туриста в страну временного пребывания;
  • страхование багажа от утери;
  • страхование от утраты документов и иные.
В ряде случаев турагент вправе включить отдельную плату в виде сервисного сбора за предоставление туристской услуги; за оказание консультационных услуг при подборе тура, что является незаконным.

Страхование потребителя при оказании туристских услуг

1. Страхование жизни и здоровья туриста. При въезде граждан Российской Федерации в другие государства соответствующее медицинское страхование осуществляется на добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

В силу ст. 17 Закона N 132-ФЗ, в случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Кроме того, в Письме Роспотребнадзора от 06.07.2010 N 01/9963-0-32 указано, что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в состав туристского продукта не входят, предложение со стороны туроператора (турагента) по заключению соответствующего договора страхования, при надлежащем его оформлении, как правило, не должно рассматриваться как навязывание платных дополнительных услуг в контексте правового смысла статьи 16 Закона N 2300-1, поскольку медицинская страховка (применительно к случаям, когда ее наличие не является обязательным условием въезда в страну) служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на безопасность услуг.

В большинстве стран медицинское страхование требуется по правилам въезда страны временного пребывания (с информацией перечня стран, обязывающих туристов иметь медицинскую страховку можно ознакомиться на сайте Консульского Департамента МИД России http://www.kdmid.ru/docs.aspx). Доведение информации до потребителя о правилах въезда является обязанностью туроператора.

2. Страхование иных рисков. По требованию туриста турагент оказывает содействие в предоставлении услуг по оформлению страхования от иных рисков (страхование от невыезда, финансовых рисков, дополнительное медицинское страхование, страхование багажа, страхование ответственности перед третьими лицами, страхование автогражданской ответственности и т.п.), связанных с совершением путешествия или экскурсии (п. 5.9.1 ГОСТ 54600-2011).

Требования туроператора по обязательному заключению договора страхования рисков, без которого невозможно заключение договора о реализации туристского продукта, будут являться нарушением ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей:

1. Предъявление исполнителю заявления об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

2. Обращение в суд с исковым заявлением в случае отказа исполнителя услуг в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

3. Административная ответственность:

Навязывание дополнительных платных услуг туроператором влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ

Оказание туристских услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих правила оказания услуг влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные административные правонарушения составляет 1 год с момента заключения договора.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст.14.8, ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

Made on
Tilda