Урок № 3. Безопасность туристских услуг

Потребитель имеет право на то, чтобы услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуг, входящих в туристский продукт для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Безопасность туризма – это безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий. Безопасность туристской услуги – это отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте "ГОСТ 32611-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 N 228-ст).

Порядок обеспечения безопасности туристов

1. Предоставление потребителю при заключении договора необходимой информации о безопасности туризма, в том числе об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия.

Подробный перечень необходимой информации о безопасности услуг установлен в ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Например, туристу предоставляется информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи, и другие.

2. Обеспечение безопасности во время оказания услуг.

При оказании туристских услуг должны соблюдаться требования безопасности, установленные нормативными актами:

- ст. 14 Закона № 132-ФЗ,

- п. 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта,

- ГОСТ Р 54601-2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 735-ст,

- ГОСТ 32611-2014 Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов", и другие

Например, в п. 4.20 СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» указаны требования к соблюдению эпидемиологической безопасности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан в страны, неблагополучные по инфекционным болезням, а также осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации поездок в страны, неблагополучные по инфекционным болезням, извещают граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах инфекционных болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания и необходимости вакцинации.

Например, требования к маршрутам повышенной опасности установлены ГОСТ Р 54601-2011 – это необходимость уведомить о запланированном путешествии с предоставлением списков туристов специализированные службы МЧС, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проложен маршрут повышенной опасности; до начала путешествия необходимо осуществить оценку подготовленности группы к прохождению маршрута и в случае изменения маршрута заблаговременно уведомить специализированные службы и туристов (экскурсантов) и другое.

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по туризму), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

3. Информирование потребителей о наличии угрозы безопасности их жизни и здоровья

Наличие обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Информирование туроператоров (турагентов) и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания осуществляет Федеральное агентство по туризму посредством:

- размещения на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.russiatourism.ru), либо на Едином портале государственных услуг и муниципальных услуг (функций) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gosuslugi.ru);

- при личном обращении заявителя (г. Москва, ул. Мясницкая, 47) тел. (495) 607-78-97;

- путем размещения на информационных стендах в помещениях Ростуризма.

Информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания осуществляется в следующие сроки: при поступлении соответствующего решения от компетентного органа - в течение 1 рабочего дня с момента ее получения; по запросу заявителя - в течение 4 рабочих дней с момента получения запроса.

При этом размещение на официальном сайте Ростуризма информации о наличии угрозы безопасности является достаточным и подтверждает принятие уполномоченным органом государственной власти такого решения - Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 N 77-КГ18-26.

4. Возникновение чрезвычайных ситуаций в принимающей стране, влекущее за собой, в том числе, запрет на посещение страны, прекращение авиасообщения, наличие обязательных карантинных мероприятий для прибывающих и другое.

Ухудшение условий путешествия, невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства) относятся к существенным изменения обстоятельств. В этом случае стороны вправе требовать изменения или расторжения договора (ст. 10 Закона № 132-ФЗ). Аналогичная норма установлена ст. ст. 451, 452 Гражданского кодекса РФ. В этом случае исполнитель вправе заявить требование о возмещении фактически понесенных расходов.

Кроме того, ст. 11.8 Закона № 132-ФЗ установлена возможность использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания.

Так, вопросы изменения и расторжения договор возникли в связи с распространением заболевания коронавирусом в мире. Федеральной служебной по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была разработана памятка по правам потребителей на изменнеие и расторжение договора в связи с пандемией коронавируса. Памятка доступна по ссылке -http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/turist/memo....

Кроме того, при предъявлении требований к исполнителю необходимо учитывать срок начала путешествия в конкретную страну, а также введенные данной страной в указанный срок ограничения на въезд. Такую информацию можно увидеть на сайте Ростуризма - https://www.russiatourism.ru/urgent/16614/.

5. Страхование потребителей от заболеваний и несчастных случаев в сфере выездного туризма

Действующим законодательством РФ не установлена обязанность туристов, выезжающих за пределы РФ страховаться от заболеваний и несчастных случаев. Однако в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. В этом случае отношения будут регулироваться положениями главы 48 Гражданского кодекса РФ.

Туроператоры (турагенты) обязаны оказать содействие в заключении соответствующего договора страхования (рекомендовать страховую компанию, разъяснить условия страхования, подготовить необходимые документы и т.д.). Причем страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.

Оплата медицинской помощи гражданину Российской Федерации при выезде из Российской Федерации осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования. В случае, отсутствия страхового полиса, расходы на оказание медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин. Перечень конкретных медицинских услуг, которые оплачиваются страховой компанией при наступлении страхового случая, предусматривается в программе страхования, которая является неотъемлемой частью договора страхования.

С информацией перечня стран, обязывающих туристов страховаться от заболеваний и несчастных случаев можно ознакомиться на сайте Консульского Департамента МИД России http://www.kdmid.ru/docs.aspx.

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя

1. Обращение к исполнителю услуг с письменным заявлением об изменении условий договора, либо о расторжении договора в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности их жизни и здоровья.

При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.

2. Обращение в суд с исковым заявлением с требованием о расторжении договора о реализации туристского продукта, его изменении, возмещении убытков и иных требований в случае отказа исполнителя услуг в добровольном порядке удовлетворить заявление требования.

3. Административная ответственность.

Несоблюдение туроператором (турагентам) обязанности по информированию туристов о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, в том числе, не предоставление информации о заключении договора добровольного медицинского страхования в соответствии со ст. 17 ФЗ № 132-ФЗ, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Освобождение туроператора от обязанности возвратить туристу денежные средства в связи с ухудшением условий путешествия, согласованных в договоре о реализации туристского продукта, может быть признано условием, ущемляющим права потребителя и влечет за собой наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Также, условием, ущемляющим права потребителя, может быть признано условие договора об обязательном медицинском страховании при направлении туриста в страну, в которой такое страхование не требуется.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет за собой наступление ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (например, нарушение требований в части предупреждения заноса и распространения болезней, санитарно-эпидемических требований в пунктах пропуска через государственную границу в соответствии с "СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила").

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

В 2020 г. проведение проверок по защите прав потребителей в отношении хозяйствующих субъектов ограничено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, в связи с чем необходимо, чтобы обращение потребителя в Роспотребнадзор содержало достаточные данные для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

4. Уголовная ответственность.

Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, может также повлечь за собой наступление ответственности по ст. 238 Уголовного кодекса РФ. В целях привлечения исполнителя услуг к данной ответственности необходимо обращаться с заявлением в отделение полиции.


Made on
Tilda