Памятка об оказании юридических услуг потребителям

Специалисты по защите прав потребителей в памятке разъясняют свердловчанам, как правильно выбрать юридическую организацию
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области и консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» поступают многочисленные жалобы от граждан на недобросовестные организации, оказывающие юридические услуги, в том числе на их низкое качество.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в силу ряда причин реализация этого права на сегодняшний день затруднена.

К юридическим услугам относятся: юридические консультации; составление юридических документов, например, претензий, требований, жалоб, заявлений, исковых заявлений в суд и пр.; обращение в суд от имени или в интересах потребителя; представление интересов потребителя в суде.

Заключение договора

Договор об оказании юридических услуги заключается в письменной форме и подписывается потребителем. Один экземпляр договора остается у потребителя.

В договоре должно быть указано:

  • наименование исполнителя и заказчика;
  • перечень и сроки оказываемых услуг, их начало и окончание;
  • стоимость услуг (каждой услуги) и порядок оплаты;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон по договору.
Помните, что исполнитель не вправе изменять условия договора, в том числе, стоимость услуг, без согласия потребителя.

Запрещается оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Совет: Не стоит рассчитывать, что юридические услуги будут бесплатными. Если вы подписываете договор, то соглашаетесь с тем, что услуга оказывается платно.

Внимательно выбираем юридическую организацию

Прежде чем заключить договор на оказание юридических услуг, необходимо побольше узнать о деятельности организации.

Совет:Не стоит доверять первой попавшейся организации, которую Вы нашли в интернете, или если Вас пригласили по телефону на консультацию в рамках «бесплатной» акции.

На что обратить внимание при заключении договора:

1. Представлена ли на сайте юридической компании информация о полном ее наименовании, с указанием организационно-правовой формы, ОГРН, ИНН. Проверить информацию можно в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

2. Не подписывайте договор, не прочитав внимательно его содержание.

3. При подписании договора внимательно изучите раздел о цене договора и каждой услуги в отдельности. Если в договоре есть отсылка к «прейскуранту», приложению, требуйте ознакомить Вас с ними и приложить их к договору.

4. Перед обращением в юридическую организацию ознакомьтесь в интернете с отзывами о ее работе.

5. Вас должно насторожить, если сотрудник настойчиво предлагает свои услуги и обещает вам 100-процентный положительный результат. Помните, что в каждой спорной ситуации есть слабые и сильные стороны, которые могут повлиять на результат.

6. Важно помнить, что не все оказываемые юридические услуги действительно нужны для достижения положительного результата. Поэтому проконсультируйтесь по спорному вопросу с несколькими юристами.

7. Со списком недобросовестных компаний можно ознакомиться на сайте Управления Роспотребнадзора.

Совет: Не подписывайте акты оказанных услуг до момента их приемки.

Право потребителя на отказ от услуг

Если юридической организацией нарушены сроки оказания услуг (начальные, конечные или промежуточные) потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуг третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказанную юридическую услугу;
  • отказаться от исполнения договора об оказании юридических услуг;
  • потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков оказания услуг;
  • при этом юридическая организация уплачивает потребителю неустойку в размере 3 % от цены услуги или общей цены договора, если цена услуги не определена за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от оказания юридических услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением договора.

Фактически понесенные расходы должны быть подтверждены Исполнителем документами (например, если до отказа от услуг вам была оказана платная юридическая консультация и ее стоимость определена в заключенном с вами договоре).

Оценка качества юридических услуг

Если потребителем обнаружены недостатки оказанных юридических услуг (в том числе после подписания акта приемки услуг), то потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (если это возможно в конкретной ситуации);
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков услуги третьим лицом;
  • расторжения договора, если недостатки оказанной услуги не будут устранены или если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги.
К недостаткам услуг может быть отнесено:

1. Составление однотипных жалоб в различные надзорные органы, которые носят формальный характер.

2. Преждевременная подготовка судебных документов или жалоб в надзорные органы, если спор еще не рассмотрен в претензионном порядке.

Некачественные юридические услуги потребители могут оспорить в суде.

В оценке качества оказанной правовой помощи может быть полезен ГОСТ Р 56877-2016 «Руководство по оказанию правовой помощи потребителям».

Минюстом России при участии МВД России, Минцифры России, а также органов исполнительной власти субъектов РФ создана федеральная государственная информационная система «Правовая помощь» (ФГИС «Правовая помощь»). В декабре 2022 г. ФГИС «Правовая помощь» заработала в экспериментальном режиме в 10 субъектах Российской Федерации.

Информационная система станет единой цифровой платформой для качественного, своевременного оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения.

Целью указанной системы является значительное увеличение количества граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Основополагающий компонент системы – Единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи ВПРАВЕ.РФ. Полнота информации на портале достигается за счет постоянно обновляемой нормативно-правовой базы, предоставления шаблонов документов, информационных статей, ответов на часто задаваемые вопросы, а также наличия удобной навигации.

Воспользоваться порталом сможет любой гражданин. Кроме того, те, кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи, смогут связаться с квалифицированными юристами и получить консультации, в том числе дистанционно.

В 2023 году планируется законодательно закрепить создание ФГИС «Правовая помощь» и масштабировать систему на все субъекты РФ.

За получением подробной консультации и правовой помощи в сфере защиты прав потребителей, в том числе, в части досудебной или судебной защиты прав потребителей, а также в части подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы власти, можно обращаться Екатеринбургский консультационный пункт для потребителей: ул. Московская, 49, тел. (343) 272-00-07, иные консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», с адресами которых можно ознакомиться на сайте https://кц66.рф/ или уточнить по телефону (343) 374-14-55.

Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.


Made on
Tilda