Инфобизнес и защита прав потребителей

К сфере инфобизнеса относится реализация информационных продуктов (объектов гражданских прав) как в онлайн, так и офлайн форматах.
В последние несколько лет активно развивается сфера инфобизнеса, являющаяся разновидностью предпринимательской деятельности. Правового понятия, что такое инфобизнес в настоящее время нет.
К сфере инфобизнеса относится реализация информационных продуктов (объектов гражданских прав) как в онлайн, так и офлайн форматах.
Инфобизнес направлен на передачу каких-либо знаний, опыта, экспертных оценок автора и (или) реализацию конкретных продуктов, в том числе цифровых, в основе которых лежит опыт, знания, разработанные методики его автора.

На сегодняшний день инфобизнес онлайн формата более распространен.
Едиными правилами в области защиты прав потребителей, утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства 06.12.2024 № 6 введено новое понятие в потребительских отношениях - цифровой продукт, которое подпадает под сферу влияния инфобизнеса.

Цифровой продукт – это объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе, программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты и другие результаты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату).

Договоры, заключаемые с потребителями:
1. Договор возмездного оказания услуг, в том числе информационно-консультационных услуг, о предоставлении доступа к материалам (контенту), образовательных услуг.
3. Договор купли-продажи цифровых продуктов.
4. Лицензионный договор, т.е. правообладатель дает разрешение на использование объектов интеллектуальной собственности, например, программы, изобретения.
Возможно заключение договора, содержащего элементы нескольких договоров.

Условия договора размещаются на сайте исполнителя, при оплате потребителем услуг, договор считается заключенным на этих условиях.

  • Внимательно ознакомьтесь со всеми условиями оферты. Обратите внимание на суммы оплаты и порядок списания денежных средств, в том числе в безакцептном порядке. Переводя денежные средства на банковскую карту, просите у исполнителя (продавца) подтверждение оплаты.
  • Информация об исполнителе должна быть достоверной: наименование исполнителя (это может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо); его местонахождение; ИНН; телефон; адрес электронной почты и другие данные, которые могут понадобиться при разрешении спорных ситуаций.
  • До оплаты внимательно ознакомьтесь с предметом договора, содержанием курса, получаемыми знаниями, умениями, материалами, его объемом, достигаемым результатом, правом на использование полученных материалов.
  • Познакомьтесь с отзывами, опытом исполнителя в этом направлении деятельности.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

От цифрового продукта потребитель вправе отказаться в течение 7 дней. При непрерывном доступе потребителя к цифровому продукту и периодическом списании абонентской платы, часть абонентской платы подлежит возврату пропорционально оставшемуся оплаченному периоду.

Если ведется образовательная деятельность, то необходимо соблюдать следующие требования Федерального закона «Об образовании в РФ»:

  • образовательная деятельность подлежит лицензированию и государственной аккредитации;
  • наличие образовательной программы обязательно, включающей учебный план, изучаемые предметы, график и методы обучения, список методических материалов, формы аттестации и пр.;
  • лицам, прошедшим обучение выдается документ об образовании (обучении) и иные требования.
При обнаружении недостатков оказанной услуги или оказания не в полном объеме потребитель вправе по выбору потребовать:

  • устранения недостатка;
  • повторного оказания услуги;
  • соразмерного уменьшения стоимости оказанной услуги;
  • расторжения договора, если недостатки не будут устранены или обнаружены существенные недостатки оказанной услуги;
  • потребовать полного возмещения убытков.

Сложно оценить, «измерить» качество оказываемых информационных услуг. Например, не достижение обещанного результата о котором убеждал «эксперт», напрямую не будет свидетельствовать о некачественной услуге.

За консультациями по защите прав потребителей, составлением претензий и (или) исковых заявлений в суд можно обращаться в консультационные пункты для потребителей

Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43

Памятка подготовлена Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Made on
Tilda