Исполнители коммунальных услуг обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг (
способы размещения такой информации рассмотрены в уроке «Предоставление информации потребителю»). Потребители обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность должна осуществляться собственником с момента возникновения права собственности на помещение, в отношении нанимателей действуют правила возникновения обязанности в соответствии со ст. 153 ЖК РФ.
Порядок оплаты зависит от способа управления МКД:
- при непосредственном управлении собственниками – в ресурсоснабжающую организацию (либо её платежным агентам);
- при управлении УК, ТСЖ, кооперативом – исполнителю (либо платежному агенту по его поручению).
- внесение оплаты в ресурсоснабжающую организацию - если решение о таком способе расчетов принято общим собранием собственников помещений в МКД.
Основанием для внесения оплаты является платежный документ, который предоставляется на бумажном носителе, а также может быть размещен в информационной системе в электронной форме. Требования к платежному документу установлены п. 69 Правил № 354. Оплата вносится наличными или безналичными денежными средствами, в том числе при оплате через сеть «Интернет».
Отдельные особенности внесения оплаты:
- оплата в рассрочку, если размер платы за услугу, предоставленную в жилом помещении в каком-либо расчетном периоде превысит размер за аналогичный расчетный период прошлого года более чем на 25 %. В этом случае исполнитель обязан предоставить потребителю право на оплату в рассрочку, включив в платежный документ наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу. Потребитель вправе воспользоваться либо отказаться от такой рассрочки.
- предоставление льгот или субсидий отдельным категориям граждан в соответствии с установленным законом порядком. Например, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждён порядок предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг потребителям с недостаточными доходами.
Последствия нарушения потребителем обязанностей по внесению платы: 1. В случае невнесения или несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги потребитель обязан уплатить исполнителю услуг пени. Начисление пени производится с тридцать первого дня, следующего за днем наступления срока оплаты, за каждый день просрочки оплаты.
Например, если оплату надлежало внести до 10 сентября, то начисление пени при ее невнесении начинается с 11 ноября.
В течении первых 90 дней пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (установленной на день фактической оплаты) от не выплаченной в срок суммы.
Начиная с 91 дня по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение данных размеров пеней исполнителем не допускается.
1. В случае, если жилое помещение не оборудовано приборами учета и расчет платы происходит исходя из числа проживающих, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.
3. Для установления достоверного количества проживающих в помещении исполнитель вправе составить соответствующий акт. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, председателем товарищества или кооператива. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
В этом случае датой начала проживания временно проживающих потребителей считается 1-е число месяца даты составления указанного акта. С этой даты расчет платы производится исходя из установленного количества проживающих.
Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя: 1. Предъявление требования о предоставлении информации. При несогласии с произведенными расчетами потребитель вправе требовать предоставить ему информацию о порядке расчета платы, а также о наличии либо отсутствии у него обязанности по установке прибора учета / технической возможности его установки.
2. Предъявление претензии исполнителю. В случае, если потребитель считает, что исполнителем нарушается порядок расчета платы, он вправе обратиться к исполнителю с претензией, в которой потребовать проведения проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, имеющихся задолженностей или переплат, а также правильности начисления неустоек (штрафов, пеней). В таком случае, исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. По требованию потребителя документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
3. Судебный порядок. В случае отказа удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд. В исковом заявлении необходимо указать доводы, по которым потребитель не согласен с расчетом платы, а также приложить собственный расчет.
4. Административная ответственность Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги (например, холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.) влечет наступление административной ответственности по
ч. 1, 2 ст. 14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ – в отношении ресурсоснабжающей организации.
В отношении Управляющей компании, ТСЖ за данное нарушение ответственность наступает
по ст. 7.23.3 КоАП РФ либо ч. 2, 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Проверку по фактам выявленных нарушений осуществляет Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, которая по результатам проверки направляет материалы в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области для составления протокола об административном правонарушении по вышеназванным статьям.
В целях привлечения исполнителя услуг к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться
с жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.