Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 9: Изменение и расторжение договора по инициативе исполнителя услуг

Общие разъяснения:

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Законом может быть предусмотрено право на изменение условий договора по инициативе одной из его сторон. Кроме того, договор может быть изменен по требованию одной из сторон по решению суда.

По общему правилу, предусмотренному ст. 452 Гражданского кодекса РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Следовательно, в случае заключения договора с потребителем в письменной форме его изменение возможно лишь путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, то есть документа, подписываемого обеими сторонами сделки и выражающего их совместную волю на внесение изменений.


Изменение и расторжение договора по инициативе исполнителя услуг:

По общему правилу одностороннее изменение условий договора и отказ от оказания медицинской помощи исполнителем медицинских услуг не допускается. Исполнитель медицинских услуг может отказаться от оказания медицинской помощи только при наличии объективной невозможности оказания медицинских услуг по договору или установлении факта, что они принесут вред жизни (здоровью) пациента или могут содержать в себе неоправданный риск наступления подобных последствий.

Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О указано, что пункт 2 статьи 782 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право потребителя на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Вопрос же о том, была ли возможность у медицинского учреждения предоставить необходимые медицинские услуги и правомерен ли односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения обязательств по договору, подлежит разрешению судами общей юрисдикции на основе исследования и оценки фактических обстоятельств дела, толкования понятия "возможность" применительно к каждой конкретной ситуации.

Одностороннее изменение стоимости услуг:

Медицинские организации самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги. Информация о данных ценах должна быть доведена до потребителя до заключения договора и указана в самом договоре (подробнее – см. Урок «предоставление информации потребителю»). Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договора может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).

Следовательно, исполнитель вправе изменить стоимость медицинских услуг после заключения договора, если такое право исполнителя согласовано с потребителем в договоре об оказании услуг и не ущемляет права потребителя по сравнению с установленными законом.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Согласно Закону о защите прав потребителей, смета может быть как твёрдая, так и приблизительная:

- увеличение твердой сметы возможно при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя от увеличения твердой сметы исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке,

- увеличение приблизительной сметы возможно в случае необходимости выполнения дополнительных работ (услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы работ (ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом оплата данных услуг должна быть согласована с потребителем в письменной форме (путем заключения отдельного договора либо дополнения к действующему договору).

Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Ответственность исполнителя:

Если исполнителем осуществлено одностороннее изменение условий договора и оказаны не согласованные с потребителем услуги, потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, а также возмещения иных понесенных им убытков. В этом случае потребителю необходимо обратиться к исполнителю услуг с претензией.


Способы восстановления нарушенных прав:

1. В случае одностороннего изменения условий договора исполнителем услуг предъявление исполнителю письменной претензии о возмещении убытков, причиненных изменений условий договора,

2. Обращение в суд с исковым заявлением о возмещении убытков,

3. Административная ответственность:

Если в договоре оказания услуг предусмотрено право исполнителя на одностороннее изменение условий договора, не предусмотренных законом, либо содержится запрет на односторонний отказ потребителя от отказа от услуг или взыскание штрафных санкций, то это влечет административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

Made on
Tilda