Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 8: Отказ потребителя от медицинских услуг

Отказ от медицинского вмешательства в рамках ОМС:

Медицинское вмешательство должно осуществляться только после получения информированного добровольного согласия пациента, оформленного в письменной форме (п. 1 ст. 20 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"). Медицинский работник обязан предоставить пациенту полную информацию о целях и методах оказания медицинской помощи, рисках, вариантах и последствиях медицинского вмешательства, а также о его предполагаемых результатах и последствиях отказа от оказания медицинской помощи. Пациент в свою очередь вправе оформить письменный отказ от медицинского вмешательства. Форма отказа установлена Приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 474н.

При отказе потребителя от оказания медицинских услуг ему в доступной форме медицинским работником должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Медицинское вмешательство без согласия пациента, его законного представителя возможно в случаях, установленных ч. 9 ст. 20 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", например: если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители, а также в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления) и другое.


Отказ потребителя от медицинских услуг, оказываемых по возмездному договору:

Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг в случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Таким образом, потребитель вправе в любое время отказаться от оказываемых ему по возмездному договору медицинских услуг. При этом какие-либо специальные требования к заявлению такого отказа и его форме законодательством не установлены.

В соответствии с пп. 10, 13, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ). Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Таким образом, при отказе потребителя от договора исполнитель, в случае удержания денежных средств за фактически оказанные услуги, должен представить доказательства несения им данных расходов на момент отказа потребителя. Такими доказательствами могут быть, например, проведенные платные анализы, оказанные консультационные услуги врачей-специалистов, иные исследования с предоставлением доказательств стоимости каждой оказанной услуги (прейскурант на медицинские услуги) и доказательств оказания данных услуг (результаты анализов, рекомендации врачей, результаты исследования и другое).

Законом не предусмотрена оплата потребителем каких-либо «штрафных санкций» и неустойки в случае одностороннего отказа от оказания платных медицинских услуг. Кроме того, отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Алгоритм действий потребителя:

1. При отказе потребителя от медицинских услуг в рамках ОМС необходимо оформить письменный отказ по установленной форме.

2. В случае, если потребитель намерен в одностороннем порядке отказаться от услуг исполнителя по возмездному договору, ему необходимо обратиться к исполнителю услуг с заявлением об отказе от договора в устной форме (в этом случае желательно присутствие свидетелей, которые смогут подтвердить факт заявления требования потребителем, видеозапись, запись разговора на диктофон) либо в письменной форме (в том числе, путем направления по почте с уведомлением о вручении, электронной почте и другое).

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление заявления об одностороннем отказе от договора,

2. Предъявление исполнителю услуг претензии, в случае незаконного удержания уплаченных по договору денежных сумм и не согласия потребителя с заявленными исполнителем услуг фактически понесенными расходами,

3. Предъявления иска в суд о взыскании с исполнителя услуг удерживаемых денежных сумм.

4. Административная ответственность:

Если в договоре оказания услуг содержится запрет на односторонний отказ потребителя от отказа от услуг или взыскание штрафных санкций, то это влечет административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

Made on
Tilda