Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 7: Навязывание дополнительных платных услуг

Общие разъяснения:

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Навязывание дополнительных платных товаров (работ, услуг) в соответствии с ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя.

Дополнительные платные услуги при оказании медицинской помощи в рамках ОМС:

В соответствии со ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

В любом случае потребителю должно быть гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи в рамках ОМС, другие дополнительные услуги (платные медицинские и немедицинские услуги) должны быть предоставлены только с согласия потребителя. Так, дополнительными платными услугами может быть предоставление отдельной палаты, постороннего ухода и другое.

При этом медицинская организация не вправе искусственно создавать ситуацию, при которой гражданин не имеет возможности воспользоваться правом на получение бесплатной медицинской помощи и вынужден прибегнуть к платным услугам.

Кроме того, согласно пункту 13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы) в том числе разовым. Следовательно, медицинская организация должна обеспечивать потребителей данными принадлежностями на безвозмездной основе.

Дополнительные платные услуги при оказании медицинской помощи по возмездному договору:

Согласно п.п. 20, 21 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, в случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


Алгоритм действий потребителя:

При оказании потребителю дополнительных платных работ (услуг), он вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. 2 и 3 ст. 13 Закона).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Понесенные, потребителем расходы должны быть подтверждены документально (договорами, чеками, квитанциями и пр.).

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление претензии исполнителю.

Потребитель, в случае навязывания ему исполнителем дополнительных платных работ, (услуг), вправе обратиться к исполнителю с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы требования потребителя. Один экземпляр претензии вручается продавцу, либо направляется письмом (с уведомлением). В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

2. Обращение в суд с исковым заявлением.

3. Административная ответственность:

- Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, в том числе, обязывающих приобрести дополнительные товары (услуги), влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП,

- Навязывание дополнительных платных услуг и оказание их без согласия потребителя влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной ч. 1,2 ст. 14.4 КоАП,

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного указанной статьей, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

- Нарушение порядка предоставления медицинских услуг, установленного обязательными требованиями, в том числе непредоставление бесплатных услуг в рамках ОМС, влечет за собой наступление ответственности по ч.ч. 3,4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного указанной статьей, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области.

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

Made on
Tilda