Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 6: Несоблюдение требований к письменной форме договора

Общие разъяснения:

Договор об оказании медицинских услуг является публичным договором, предполагающим, что медицинская организация оказывает медицинские услуги каждому обращающемуся лицу. При этом виды и объем услуг, в оказании которых не может быть отказано потребителю, зависят от того, оказываются ли данные услуги в рамках Программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) либо на основании договора возмездного оказания услуг.

Не допускается отказ медицинской организации от заключения договора при наличии возможности оказать соответствующие услуги. Кроме того, при заключении договора не допускается оказание медицинской организацией предпочтения одному лицу (пациенту) перед другим (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и гражданами. Поскольку все медицинские организации (кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность) являются юридическими лицами, соответственно, договоры об оказании ими медицинских услуг гражданам должны совершаться в простой письменной форме.

Договор на оказание медицинских услуг в рамках ОМС (согласно ст. 39 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"):

При оказании медицинской помощи в рамках ОМС между медицинской организацией и страховой медицинской организацией заключается договор на оказание медицинских услуг в интересах застрахованного лица (потребителя). Согласно такому договору, на медицинскую организацию возлагаются обязательства по предоставлению медицинской помощи застрахованному в объеме соответствующей программы ОМС. Обязанности по оплате оказанных медицинских услуг несет страховая медицинская организация.

Страховые медицинские организации не вправе отказать в заключении договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинской организации, выбранной застрахованным лицом и включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н.

Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования, является полис обязательного медицинского страхования. Полис выдается без ограничения срока действия.

При этом отсутствие полиса ОМС у застрахованного лица не лишает его права на получение бесплатной медицинской помощи. Так, в письме Минздрава России от 17 ноября 2016 г. N 17-8/3102029-49381 "Об отказе от полиса обязательного медицинского страхования" указывается, что, несмотря на отказ от полиса ОМС, за застрахованным лицом сохраняется право бесплатного медицинского обслуживания в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы ОМС по всей Российской Федерации.

Договор об оказании платных медицинских услуг:

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг договор между потребителем (заказчиком) и исполнителем (медицинской организацией) заключается в письменной форме.

Перечень существенных условий договора об оказании платных медицинских услуг установлен п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006. При отсутствии этих условий договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). В частности, договор о предоставлении платных медицинских услуг должен содержать следующие условия:

  • сведения об исполнителе:
  • сведения о пациенте (заказчике):
  • перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
  • стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
  • ответственность сторон за невыполнение условий договора;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Договор об оказании платных медицинских услуг составляется в трех экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у пациента. Если договор заключается пациентом и исполнителем, он составляется в двух экземплярах. (более подробно – см. урок «Предоставлении информации потребителю»).

Заключение договора на оказание медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования:

Добровольное медицинское страхование (далее - ДМС) регулируется нормами гл. 48 "Страхование" Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". ДМС является разновидностью добровольного личного страхования.

ДМС - это вид персонального страхования, которое предусматривает получение медицинской помощи в заранее определенных лечебно-профилактических учреждениях по выбранной страховой программе (при этом объем получаемых медицинских услуг и список медицинских учреждений зависят от доступной страховой программы).

Согласно п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Добровольное личное страхование осуществляется в форме договора, заключенного между организацией (страхователем) и страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию (страховщиком), в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) о застрахованном лице;

2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Отсутствие договорных отношений в письменной форме:

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ч. 1 ст. 162 ГК РФ). Так, в подтверждение заключения договора об оказании платных медицинских услуг, потребитель может представить в качестве доказательств:

  • квитанцию об оплате медицинских услуг,
  • выписки из истории болезни, амбулаторной карты пациента,
  • назначения медицинских препаратов, направления на консультацию, анализы, выданные врачом при оказании медицинской помощи и другое.

Например, Верховный Суд РФ принял медицинскую карту больного, расчетный лист и кассовый чек об оплате услуг в качестве доказательства заключения разовой сделки по предоставлению медицинских услуг, поскольку они позволяют определить содержание договоренностей сторон об условиях, сроках и порядке предоставления медицинских услуг, что свидетельствует о достижении соглашения по всем существенным условиям оказываемых и потребляемых услуг, носящих одномоментный характер (Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2009 N 5-В09-100).

При этом в соответствии с п. 24 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

В случае отсутствия документа, подтверждающего оплату медицинских услуг, потребитель может представить в качестве доказательства оплаты выписку со своего счета, если оплата производилась безналичным перевод денежных средств на счет исполнителя, свидетельские показания, подтверждающие оплату. Кроме того, само оказание медицинских услуг исполнителем чаще всего подтверждает факт принятия от потребителя оплаты данных услуг.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя:

В силу п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Условия, ущемляющие законные права потребителей, которые чаще всего встречаются в договорах на оказание платных медицинских услуг:

  • ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин (ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • установление штрафа за односторонний отказ потребителя от услуги (потребителю гарантировано право на односторонний отказ от договора, такой отказ не рассматривается как нарушения условий договора и не исполнение обязанностей по договору);
  • установление условия о невозврате сумм, уплаченных за медицинские услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя (ст. 782 ГК РФ);
  • ограничение объема прав потребителя в части предъявления требований в отношении недостатков оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • ограничение срока для предъявления требований медицинской организации в связи с выявленными недостатками (ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • ограничение ответственности исполнителя (определенной законом) за нарушение прав потребителя (п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Алгоритм действий потребителя:

В случае уклонения исполнителя от заключения договора в письменной форме либо включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребителю необходимо представить доказательства возникновения таких убытков, а также их размер.

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление исполнителю требования о заключении договора на оказание услуг в письменной форме.

2. Предъявление исполнителю требования о возмещении убытков, причиненных исполнением условий договора, ущемляющих права потребителя.

3. Обращение в суд с исковым заявлением.

4. Административная ответственность.

  • Отсутствие договора на оказание платных медицинских услуг в письменной форме является нарушением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг и влечёт административную ответственность по ч.1,2 ст.14.4 КоАП РФ.
  • Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренной указанной статьёй составляет 1 год с момента заключения договора.
В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

Made on
Tilda