Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Управление Роспотребнадзора: при заказе товара на сайте продавец не вправе менять его стоимость

Поводом стало обращение гражданина с жалобой на то, что при оформлении заказа на сайте продавцов цена товара была одной, а когда заказ был доставлен потребителю, цена товара изменилась в сторону увеличения на сумму более чем 2000 рублей
Красногорским районным судом города Каменска-Уральского рассмотрено заявление Каменск-Уральского отдела Роспотребнадзора о признании противоправным в отношении неопределенного круга потребителей действия индивидуальных предпринимателей Пшеницына В.В. и Кулиш А.И. по включению в договор условий, ущемляющих права потребителей. Ущемляющими признаются те условия договора, которые ограничивают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами. Пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Предприниматели Кулиш А.И. и Пшеницын В.В. занимаются продажей мебели, заказ которой можно оформить на сайте.

Поводом для проведения надзорных мероприятий в отношении этих ИП послужило обращение гражданина с жалобой на то, что при оформлении заказа на сайте продавцов цена товара была одной, а когда заказ был доставлен потребителю, цена товара изменилась в сторону увеличения на сумму более чем 2000 рублей. Потребителю пришлось оплатить сумму заказа с увеличением, поскольку доставку мебели он долго ждал, в мебели нуждался.

На сайте продавцов была информация о том, что «Указанная на сайте цена на товар, доступный для заказа, не является окончательной. В случае изменения цены производителем или Поставщиком Продавца, Продавец вправе изменить цену, в том числе в уже оформленных заказах, если по ним Покупателем не было внесено предоплаты».

Позиция продавца как хозяйствующего субъекта понятна. Предпринимательская деятельность сопряжена с различными рисками, в том числе связанными с возможным увеличением цены материалов, из которых изготавливается мебель, тем более, если речь идет об оплате мебели, на изготовление которое требуется ни один день. По сути указанное условие перекладывает риски повышения цен на покупателя. В принципе такие правоотношения возможны, если речь идет о равноправных субъектах, например, продажи товара между юридическими лицами. Однако, если покупатель приобретает мебель для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью и работой, то он обретает особый статус, статус потребителя.

Законодательство о защите прав потребителей защищает покупателей от данных рисков. Так, в части 1 статьи 500 Гражданского кодекса РФ указано, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Момент заключения договора сопряжен с достижением согласия по всем существенным его условиям. В данной ситуации это не что иное, как момент оформления заказа на сайте продавца, где указываются все индивидуальные характеристика заказа и его стоимость. Для потребителя не важно, произойдет ли удорожание материалов, из которых будет изготавливаться его будущая мебель или нет, это не его забота. Он обязан оплатить тут цену, которую ему указали в заказе на сайте. Ведь делая выбор в пользу того или иного товара, потребитель руководствуется не только качеством и техническими характеристиками, но и ценой. Он должен чётко (а не приблизительно) понимать, какие затраты понесет в будущем, когда доставленную мебель придется выкупать.

В ходе административного расследования Каменск-Уральским отделом Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области были выявлены и иные нарушения прав неопределенного круга потребителей.

Признаны противоправными следующие условия:

«Предъявление претензий: Все претензии принимаются обязательно с документами на товар - товарный чек, инструкция по сборке, паспорт на мягкую мебель».

«Претензии по корпусной мебели принимаются без следов сборки, все претензии со следами сборки только за счет покупателя».

«Претензии по стеклу или зеркалам принимаются при приемке товара».

«Рассмотрение претензий в течение 14 дней».

В силу части 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В силу частей 1. 2 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Таким образом, условия договора купли-продажи товара, установленные ИП Кулиш А.И. противоречат Закону «О защите прав потребителей», поскольку в силу приведенных норм, потребитель вправе заявить претензии по качеству товара и без каких-либо документов, при этом продавец обязан принять товар и провести проверку его качества, что в период гарантийного срока осуществляется за счет продавца, и потребитель несет обязанность по расходам только в случае установления факта того, что недостаток возник по вине потребителя.

В настоящее время ответчиками устранены выявленные нарушения. Информация на сайте https//termebel.ru, а также в типовой форме товарного чека приведена в соответствие с требованиями закона. Материальное требование потребителя, жалоба которого послужила поводом для разбирательства, удовлетворено в досудебном порядке; разница в стоимости товара возвращена.


Made on
Tilda