Урок № 25. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

С 01 января 2019 г. изменился порядок регулирования деятельности в сфере обращения твердых коммунальных отходов. Жилищным кодексом РФ услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее– ТКО) отнесена к коммунальной услуге. Ранее услуга учитывалась в размере платы за содержание жилья.

ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Обращение с ТКО – это транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Исполнителем услуг по обращению с ТКО является региональный оператор. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На территории Свердловской области действуют следующие региональные операторы:

  • в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) - ООО «Компания «РИФЕЙ» (г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, офис 317, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 14/1, тел. (3452) 209-516); «горячая линия» - 88002506006, официальный сайт - http://rif.ecotko.ru. Зона деятельности оператора: г. Нижний Тагил, Серовский городской округ, Новолялинский городской округ, городской округ г. Лесной, ГО Краснотурьинск, ГО Красноуральск, ГО Верхняя Салда, Ивдельский городской округ и другие.
  • в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) с центром в г. Первоуральск – ООО «ТБО «Экосервис» (г. Первоуральск, пер. Школьный, д.2, тел. (3439) 622-422); «горячая линия» – 8-800-100-89-54, официальный сайт http://тбоэкосервис.рф. Зона деятельности оператора: ГО Первоуральск, ГО Красноуфимск, ГО Полевской, Нижнесергинский муниципальный район, ГО Ачит. ГО Арти, ГО Кировград и другие.
  • в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) с центром в г. Екатеринбург – ЕМУП «Специализированная автобаза» (г. Екатеринбург, ул. Посадская, д. 3, тел. (343) 233-60-70); «горячая линия» - 8-800-775-00-96, официальный сайт https://sab-ekb.ru/. Зона деятельности оператора: г. Екатеринбург, МО город Алапаевск, Режевской ГО, ГО Среднеуральск, ГО Верхняя Пышма, Березовский ГО, Асбестовский ГО, Талицкий ГО, ГО Заречный, Белоярский ГО, МО "поселок Уральский", ГО Богданович, МО "город Каменск Уральский" и другие.
Заключение договора по обращению с ТКО

Типовая форма договора и порядок его заключения регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Договор с региональным оператором заключается:

  • собственником домовладения,
  • собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) в случае непосредственного управления домом такими собственниками, либо при принятии ими на общем собрании решения о заключении договора на оказание услуги непосредственно с региональным оператором,
  • организацией, осуществляющей управление МКД. В этом случае условия предоставления услуги по обращению с ТКО должны быть согласованы в договоре управления МКД, заключенном с Управляющей компанией, ТСЖ, кооперативом или иной организацией.
1. Порядок заключения договора.

После проведения конкурса по выбору регионального оператора и утверждения тарифов на оказание услуги, региональный оператор обязан:

  • известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации,
  • разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (на территории Свердловской области – «Областная газета»), и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (публичная оферта) и текст типового договора.

В свою очередь у потребителей возникает обязанность заключить с выбранным региональным оператором договор. Заключение договора может осуществляться двумя способами:

  • в письменном виде. В течение 15 рабочих дней после размещения публичной оферты потребитель направляет региональному оператору заявку на заключение договора в письменном виде. К заявке потребителя прилагаются копии документов: удостоверяющие личность потребителя, подтверждающие право собственности на помещение и количество проживающих в нем лиц. Заявка должна быть рассмотрена оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления.
  • путем совершения потребителем конклюдентных действий. Если после публикации на официальном сайте регионального оператора публичной оферты потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным на условиях, указанных в публичной оферте оператора. При этом доказательством заключения договора со стороны потребителя является совершение действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу или о фактическом потреблении услуги. Например, помещение отходов в контейнеры, оплата по квитанции и пр.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах, определенных договором:

  • в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
  • в специальные пакеты.

2. Содержание договора.

В договоре должны быть указаны наименование и реквизиты оператора, данные потребителя, места (площадки) накопления ТКО, информация о их размещении и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), способ складирования отходов, график вывоза ТКО, права и обязанности сторон по договору, размер платы за оказание услуги, срок и порядок оплаты, ответственность сторон и другое.

3. Основания для отказа в заключении договора:

  • степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО,
  • организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не преступила к предоставлению услуги.

Особенности вывоза ТКО в частных домовладениях

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Собственникам домовладений необходимо:

  • относить ТКО на контейнерную площадку, место которой утверждается органом исполнительной власти. Установка контейнерных площадок также относится к полномочиям органов местного самоуправления (например, администрация поселка)
  • упаковывать ТКО в емкости, которые предоставляет региональный оператор (пакеты для сбора ТКО). При этом пакеты выдаются собственнику домовладения региональным оператором исходя из нормативов образования ТКО в домовладении на человека
Например, ЕМУП «Спецавтобаза» установлен норматив, согласно которому для проживающих в частном домовладении выдаются пакеты сроком на три месяца: в г. Екатеринбург – 7 пакетов на 1 человека, в других муниципалитетах в Свердловской области – 5 пакетов на 1 человека. Выдача пакетов осуществляется на основании документов (паспорт; квитанция на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, документ, подтверждающий количество проживающих).

Порядок оплаты услуг по обращению с ТКО


Тарифы на оказание услуги по обращению с ТКО утверждает региональный орган тарифного регулирования (региональная энергетическая комиссия - РЭК). Размер платы за услугу исчисляется по количеству проживающих в жилом помещении.

Перерасчет платы при временном отсутствии

Важно помнить, что оплата услуг по вывозу ТКО возникает не у «квартиры» как объекта недвижимости, а у проживающего в ней. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 78-ПК, определены как норматив накопления с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований из расчета на 1 проживающего, а не на количество объектов недвижимости, либо кв.м.

Таким образом, если у потребителя несколько жилых помещений в собственности, оплата производится только по месту его проживания. В жилом помещении, где потребитель не проживает, он должен быть признан временно отсутствующим.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации заявление о перерасчете в связи с непроживанием в жилом помещение и подтверждающие документы проживания в другом месте и оплаты услуги по вывозу ТКО в этом месте. К документам, подтверждающим непроживание потребителя в помещении или несение им обязанности по оплате за вывоз ТКО в другом месте, относятся следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности потребителя на несколько жилых помещений
  • справка о составе семьи по другому месту жительства и квитанция об оплате ТКО с этого места жительства,
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии, и другие документы.
олее подробно о подтверждающих документахсм. Урок № 18 «Перерасчет платы при временном отсутствии потребителя»).

Важно помнить, что региональный оператор не вправе требовать с потребителя предоставление какого-либо конкретного документа (например, справка об объеме потребленной в неиспользуемом жилом помещении электроэнергии как подтверждение того, что в нем никто не проживает). В случае, если у регионального оператора имеются сомнения о количестве фактически проживающих в помещении, он имеет право установить факт наличия проживающих граждан (составить акт о фактически проживающих).


Made on
Tilda