Общие разъяснения: Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Недостаток товара – это несоответствие товара:
- обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора (при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям);
- целям, для которых товар такого рода обычно используются;
- целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
- образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Потребитель при обнаружении недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом)
вправе по своему выбору: - потребовать замены на аналогичный товар (этой же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Сроки предъявления требований потребителем Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения недостатков в товаре изготовитель (продавец) отвечают за недостатки товара.
Для обуви установлены следующие гарантийные сроки, исчисляющиеся с момента наступления соответствующего сезона:
- для зимних изделий - с 1 ноября;
- для весенних изделий - с 1 апреля;
- для летних изделий - с 1 июня;
- для осенних изделий - с 1 сентября.
В случаях, когда гарантийный срок не установлен, потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара в пределах 2 лет со дня покупки.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) вышеизложенные требования в том случае, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи ему или появились по причинам, возникшим до этого момента.
Срок для удовлетворения отдельных требований потребителя: В течение 10 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование:
- о соразмерном уменьшении покупной цены товара;
- о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
- о возврате уплаченной за товар денежной суммы;
- о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.
В течение 7 дней с момента получения претензии, если потребителем заявлено требование о замене товара.
В течение 20 дней со дня предъявления потребителем требования о замене товара, но при этом имеется необходимость проведения дополнительной проверки качества такого товара.
Не более 45 дней, если потребителем заявлено письменное требование об устранении недостатков товара.
В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока, потребитель вправе предъявить требование продавцу принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае необходимости экспертизу товара за счёт продавца.
Порядок проведения экспертизы товара указан в стандарте: «Отказ продавца от проведения обязательной экспертизы товара».
Способы восстановления нарушенных прав: 1. Предъявление претензии продавцу о продаже товара ненадлежащего качества;
2. Обращение в суд с исковым заявлением.