Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 18. Перерасчет платы при временном отсутствии потребителя

Основания перерасчета

Отсутствие потребителя более 5 календарных дней подряд, если в жилом помещении не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета и отсутствует обязанность по его установке
Услуги, не подлежащие перерасчету

  • отопление;
  • газоснабжение на нужды отопления;
  • коммунальные услуги на общедомовые нужды;
  • водоотведение (в том случае, если не осуществляется перерасчет по ГВС и ХВС).
Порядок и сроки проведения перерасчета

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя (не включая день отъезда и возвращения).

  • В течение 5 рабочих дней – если заявление потребителя подано до начала периода временного отсутствия (далее - до начала отсутствия).
  • Не позднее 30 дней - если заявление подано после окончания периода временного отсутствия (далее- после окончания отсутствия).
Документы, которые необходимы для начисления перерасчета и требования к их оформлению
Для начисления перерасчета потребителю необходимо подать письменное заявление о перерасчете (далее-заявление) исполнителю (в УК, ТСЖ или ЖК) с указанием следующих сведений:

  • Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя;
  • день начала и окончания периода временного отсутствия.
К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода отсутствия потребителя, в частности, такими документами могут быть:

  • копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. При оформлении проездных документов в электронном виде предъявляется их распечатка на бумажном носителе и документ, подтверждающий факт его использования (например, посадочный талон в самолет и др.);
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  • справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  • справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ;
  • справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества (разъяснения о порядке выдачи и применения справок см. Письмо Минрегиона России от 15.05.2009г. №14762-СК/14);
  • иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия.
Документы должны быть (кроме проездных билетов)

  • подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (ИП)
  • заверены печатью организации (ИП)
  • иметь регистрационный номер и дату выдачи
  • составлены на русском языке (если составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке (например, оформлен нотариально заверенный перевод и др.) и переведены на русский язык).

Если потребитель предоставляет копии документов, они могут быть заверены

  • лицом, которое их выдало (например, работодателем копии командировочного удостоверения и др.)
  • лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на совершение таких действий (например, нотариусом копии загранпаспорта и др. (п. 4 ст. 35 Основы законодательства о нотариате)
  • исполнителем, если потребителем одновременно предоставляется оригинал документа. При этом исполнитель производит сверку их идентичности, на копии проставляет отметку о подлинности и оригинал возвращает потребителю.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода отсутствия потребитель вправе указать в заявлении, что документы, подтверждающие продолжительность отсутствия, не могут быть приложены в настоящее время (с указанием причин невозможности). В таком случае, документы должны быть предоставлены в течение 30 дней после возвращения потребителя.
Периоды осуществления перерасчета

Если заявление подано до начала отсутствия потребителя, то перерасчет осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период отсутствия, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые уже произведен перерасчет, период отсутствия потребителя продолжается и подано заявление за последующие периоды отсутствия, то перерасчет осуществляется за период, указанный в заявлении о продлении периода отсутствия, но не более чем за 6 месяцев.
Особенности начисления платы

  • если потребитель, подавая заявление до начала отсутствия не представил документы, подтверждающие продолжительность отсутствия или такие документы, не подтверждают его отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении, то исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. При этом, в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, потребитель обязан уплатить пени (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ);
  • если потребитель подал заявление в течение 30 дней после окончания периода отсутствия, то исполнитель осуществляет перерасчет за период отсутствия, который подтвержден документально, с учетом платежей, ранее начисленных за период перерасчета.
Указание сведений о перерасчете

  • если заявление подано до начала отсутствия – в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода отсутствия потребителя;
  • если заявление подано после окончания отсутствия – в очередном платежном документе.
Информация о перерасчетах отражается в платежном документе в разделе 9, примерная форма утв. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг"
Проведение перерасчета без предоставления документов

Процедура проведения перерасчета без предоставления документов выглядит следующим образом:

  • потребитель сообщает исполнителю о намерении произвести перерасчет в связи с временным отсутствием в помещении;
  • исполнитель производит отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование от внутридомовых инженерных систем;
  • после возращения потребителя, исполнитель проводит проверку сохранности установленных пломб;
  • после установления факта отсутствия каких-либо повреждений пломб по вине потребителя проводится перерасчет.
    Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:

    1. Запрос информации у исполнителя.

    При несогласии с начисленной оплатой за период временного отсутствия потребитель вправе запросить у исполнителя письменную информацию об интересующих расчетных периодах с учетом подтверждённых дней временного отсутствия потребителя в жилом помещении, о порядке расчета уменьшения оплаты за указанный период. В таком случае, исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. По требованию потребителя документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (п. 31 Правил).

    2. Предъявление претензии исполнителю.

    Если потребитель не согласен перерасчетом, произведенным исполнителем, он вправе обратиться к исполнителю с претензией, в которой потребовать сделать перерасчёт выставленной к оплате суммы.

    3. Судебный порядок.

    В случае отказа удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд. В исковом заявлении необходимо указать доводы, по которым потребитель не согласен с расчетом платы, а также представить собственный расчет, документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя в жилом помещении и надлежащее уведомление об этом исполнителя.

    4. Административная ответственность.

    Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги (например, холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и др.) при наличии оснований для ее снижения, влечет наступление административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ (для ресурсоснабжающей организации), либо по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ – в отношении Управляющей компании, ТСЖ.

    В целях привлечения исполнителя услуг к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.

    Made on
    Tilda