Недобросовестные юристы нередко обманывают людей, пользуясь их правовой неграмотностью. Часто жертвами недобросовестных компаний, оказывающих юридические услуги, становятся социально уязвимые категории граждан, в том числе пожилые люди, которые в силу возраста и отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить совокупность последовательных действий, приводящих к желаемому результату, а также нужность и необходимость составления каких-либо документов и полностью доверяют специалисту компании.
Как правило, потребитель видит телефон юридической компании в «бегущей строке» в общественном транспорте или находит его в сети Интернет (через поисковые системы Яндекс, Google по слову «Роспотребнадзор» - в результатах поиска на первых местах не официальные сайты органов и учреждений Роспотребнадзора, а обезличенные сайты данных фирм с указанием только телефонных номеров); нередко на сайтах размещена эмблема Роспотребнадзора или иная информация, которая свидетельствует о якобы принадлежности компании к государственным органам, программам и пр. – например, ссылка на Закон «О бесплатной юридической помощи»; потребителю предлагается ввести свой номер телефона, чтобы ему перезвонил специалист. Кроме того, привлечение клиентов данные фирмы могут осуществлять путем обзвона.
Размещаются данные компании преимущественно в центре города Екатеринбурга (улицы Радищева, Ленина, Малышева, 8 Марта, в том числе, рядом с Администрацией г. Екатеринбурга). Примечательно, что многие граждане, которые хотят посетить, например, МБУ «Центр правозащиты» по ул. Малышева (муниципальное учреждение, занимающееся защитой прав потребителей), иногда по ошибке попадают в данные компании.
При личном посещении гражданами недобросовестных юридических фирм под влиянием обмана, заблуждения, вне зависимости от законности требований гражданина и перспектив дела, заключается договор на оказание дорогостоящих юридических услуг.
В договор включатся максимальный состав услуг – независимо от характера проблемы и оптимального пути ее решения (включая подготовку жалоб в различные органы, которые не наделены полномочиями по разрешению спорной ситуации). Процессуальные документы, в том числе, обращения, исковые заявления, готовятся крайне некачественно (состоят из бессистемных цитат нормативных правовых актов, зачастую не имеющих отношение к проблемной ситуации). Акты о надлежащем оказании услуг подписываются сразу при заключении договора, в связи с чем ненадлежащее оказание услуг доказать проблематично. При отказе от договора компании не возвращают деньги.
При этом вознаграждение, которое берут данные фирмы, является достаточно высоким – в среднем от 20 до 100 тыс. рублей. На текущий момент в офисах юридических компаний заключаются и кредитные договоры. Потребителя перед приходом на личную консультацию просят брать с собой паспорт, сберкнижку и пр.
Чтобы не стать жертвой недобросовестного юриста, Управление Роспотребнадзора рекомендует:
1. Крайне взвешенно подходите к вопросу заключения договора об оказании юридических услуг, в том числе, в ситуации, когда сумма вознаграждения, которую требует компания за свои услуги, в десятки и сотни раз превышает Ваши денежные требования, поскольку риски отклонения требований всегда имеются.
2. Перед заключением договора знакомьтесь с отзывами о компании в сети Интернет.
3. Трезво оценивайте необходимость заказа тех или иных юридических услуг. Например, если вы еще не обращались к лицу, нарушившему ваше право, с претензией, то от включения в состав услуг подготовки искового заявления, возможно, стоит отказаться. Ведь в случае удовлетворения претензии расходы на подготовку искового заявления могут быть признаны необоснованными.
4. Внимательно знакомьтесь с составом услуг, который указан в договоре. Не подписывайте договор, если в нем есть неясности и противоречия, в том числе, с устными заверениями специалиста компании. Попросите подтвердить слова конкретными пунктами договора. Не доверяйте заверениям, что форма договора является типовой и не подлежит изменению. Помните, что любые предоставляемые исполнителем услуги и гарантии должны быть отражены в договоре.
5. Не подписывайте акт, подтверждающий оказание услуг и отсутствие претензий к их качеству, до их фактического оказания. В случае наличия претензий к качеству, срокам оказания услуг – отражайте это в акте или путем подачи отдельной претензии.
6. Имейте в виду, что основная цель любой коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоторые компании соблюдают требования закона, некоторые – пренебрегают ими. В любом случае указание на бесплатный характер услуг в рекламе не должен вводить Вас в заблуждение.
Помните, что на территории Свердловской области ряд государственных и муниципальных органов, учреждений, адвокатов, оказывают некоторые юридические услуги бесплатно, в том числе, в зависимости от социального статуса гражданина.
Примерный перечень организаций, в которые гражданин вправе обратиться за правовой помощью, а также список юридических компаний, на которые поступает наибольшее число жалоб потребителей размещен на сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
http://www.66.rospotrebnadzor.ru/.
Для получения правовой помощи в восстановлении нарушенного права, получения консультации, а также, для составления претензии, искового заявления в суд, потребитель может обратиться в ФБУЗ Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 3, конт. тел. (343) 374-14-55 или в ближайший консультационный пункт центра для потребителей по месту проживания, контактные данные можно найти по ссылке
https://кц66.рф/.