Урок № 6. Навязывание дополнительных платных товаров (работ, услуг)

Общие разъяснения:

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В соответствии с ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся, в частности, условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.
Например, нельзя обуславливать приобретение билета на мероприятие дополнительной покупкой товаров (продажа билета на спектакль на Новый год при условии оплаты сладкого подарка).

Порядок получения согласия потребителя на дополнительные услуги:
1.Выражение потребителем согласия на дополнительные услуги.
Просьба потребителя об оказании дополнительных услуг (выполнении дополнительных работ) оформляется договором. В данном случае согласие потребителя на дополнительные платные услуги может быть включено в текст договора, либо оформлено дополнительным соглашением к нему с указанием всех необходимых сведений - наименование услуги, ее стоимость.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

2.Возникновение необходимости оказания дополнительных услуг в процессе оказания услуги.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других.

Если возникла необходимость оказания дополнительных услуг (выполнения дополнительных работ) и существенного превышения по этой причине приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Такая ситуация возможна, например, в случае заказа потребителем проведения массового мероприятия (детского дня рождения со включением в смету различных услуг – концертная программа, аниматоры, питание и другое). Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя оплатить оказанную часть услуги (выполненную часть работы).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги (работы) в пределах приблизительной сметы.

Ответственность исполнителя:
При оказании потребителю дополнительных платных работ (услуг), он вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. 2 и 3 ст. 13 Закона).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Понесенные, потребителем расходы должны быть подтверждены документально (договорами, чеками, квитанциями и пр.).

Способы восстановления нарушенных прав:

1.Предъявление претензии исполнителю.
Потребитель, в случае навязывания ему исполнителем дополнительных платных работ, (услуг), вправе обратиться к исполнителю с письменной претензией. Претензия может быть направлена на юридический адрес исполнителя услуг, указанный на его сайте, либо на билете на мероприятие. Один экземпляр претензии вручается продавцу, либо направляется письмом (с уведомлением). В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию. Потребитель вправе направить претензию агенту, у которого приобретены билеты, в том числе через его сайт или по электронной почте. При направлении претензии по электронной почте необходимо сохранять скриншоты направления обращения, а также электронную переписку.

2. Обращение в суд с исковым заявлением. Исковое заявление по выбору потребителя может быть подано по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
- если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Административная ответственность:
Включение в договор условий, обуславливающих предоставление услуг обязательным приобретением дополнительных платных товаров, работ, услуг, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя).

Для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, д. 3). Обращение может быть подано лично, направлено почтой, а также через сайт Управления www.66.rospotrebnadzor.ru.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращаем внимание на то, что для предметного рассмотрения вопроса о применении мер в обращении необходимо указать сведения о лице, допускающем нарушение (наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), его месте нахождения (адресе магазина).

Made on
Tilda