По итогам деятельности за 2020 год специалистами консультационных пунктов для потребителей Свердловской области оказано более 21,7 тысяч консультаций по вопросам защиты прав потребителей. Большая часть консультаций оказана по телефону (13778 консультаций) и на личном приеме (6063 консультации), посредством электронных коммуникаций оказано 1102 консультации, письменно - 774 консультации.
В 2020 г. прирост числа консультаций продолжился, по сравнению с 2019 г. количество поступивших обращений потребителей увеличилось на 5 % (в 2019 г. прирост по сравнению с 2018 г. составил 7 %).
Консультационные пункты для потребителей осуществляют деятельность в 34 муниципальных образованиях Свердловской области, с адресами можно ознакомиться на нашем сайте
Структура обращений за указанный период выглядит следующим образом:
- 36 % – по вопросам продажи непродовольственных товаров, в их числе продажа технически-сложных товаров, мобильных телефонов, пластиковых окон, обуви, одежды, мебели, строительных материалов и изделий, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и др.;
- 10 % – по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг;
- 8 % – по вопросам оказания финансовых услуг;
- 7 % по вопросам оказания бытовых услуг,
- по 6 % по вопросам оказания туристских, транспортных услуг,
- по 4 % - по вопросам продажи продовольственных товаров и по вопросам продажи товаров дистанционным способом;
- 3 % по вопросам оказания услуг связи
- 16 % - по иным вопросам потребительского законодательства.
С целью восстановления нарушенных прав потребителей специалистами подготовлено 1189 претензий на сумму более 33 миллионов рублей, большая часть из которых по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения и мобильных телефонов (239), оказания туристских и транспортных услуг (141), оказания финансовых услуг (133), оказания бытовых услуг (101), оказания услуг ЖКХ (70), продажи товаров дистанционным способом (50) и иным вопросам защиты прав потребителей. Хозяйствующими субъектами в добровольном порядке удовлетворено 73 % претензий потребителей на сумму 19,4 миллионов рублей.
С целью урегулирования возникших споров по вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке специалистами подготовлено 333 исковых заявления на сумму более 22 миллионов рублей, из которых большая часть по вопросам оказания туристских услуг (52), финансовых услуг (37), продажи технически сложных товаров бытового назначения (31), оказания бытовых услуг (27), продажи и изготовления мебели (26) и прочее. На начало 2021 года около 61 % исковых заявлений от числа рассмотренных удовлетворены в пользу потребителей.
Сумма предотвращенного ущерба потребителей составила около 36 миллионов рублей.
В течение года специалистами проведены 33 тематические «горячие линии», большая часть из них по вопросам продажи детских товаров и организации детского отдыха, оказания финансовых услуг, транспортных услуг, туристских услуг, по вопросам защиты прав потребителей в условиях введения ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, по вопросам продажи продовольственных товаров, иным вопросам.
В рамках информирования и просвещения потребителей об их правах и способах защиты в отчетный период было организовано 199 образовательных мероприятия, включающих в себя проведение 22 «круглых столов», конференций, общественных акций и 177 семинаров по вопросам оказания финансовых услуг, услуг ЖКХ, продажи технически сложных товаров бытового назначения, реализации товаров детского ассортимента, оказания туристских услуг и другое. Образовательные мероприятия в основном были проведены в 1 квартале 2020 г., в последующих кварталах - с использованием дистанционных технологий.
За анализируемый период среди жителей области распространено около 24 тыс. памяток по различным вопросам потребительского законодательства, большая часть из которых в рамах реализации просветительского проекта «Хочу.Могу.Знаю» по вопросам оказания финансовых услуг. В течении 2020 года специалистами по защите прав потребителей разработаны памятки по вопросам продажи товаров на дому, в социальных сетях, продажи комиссионных товаров, оказанию косметологических услуг.
С памятками можно ознакомиться на официальных сайтах
www.66.rospotrebnadzor.ru,
www.fbuz66.ru,
кц66.рф, также обратившись в консультационные пункты для потребителей, адреса которых можно узнать на указанных сайтах или обратиться в консультационный центр для потребителей по телефону: (343) 374-14-55.