Общие разъяснения: Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Законом может быть предусмотрено право на изменение условий договора по инициативе одной из его сторон. Кроме того, договор может быть изменен по требованию одной из сторон по решению суда.
По общему правилу, предусмотренному ст. 452 Гражданского кодекса РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается
в той же форме, что и договор, если из
закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Согласно п. 61 Правил оказания телематических услуг связи изменение договора об оказании услуг связи осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором об оказании услуг связи. При этом обязанность доказывания совершения абонентом действий, направленных на изменение условий договора об оказании услуг связи, возложена на оператора связи.
Следовательно, даже заключенный в письменной форме договор об оказании услуг связи может быть изменен без какого-либо дополнительного письменного соглашения сторон. Однако, в тексте такого договора стороны должны четко оговорить, какими именно конклюдентными действиями допускается его изменение (например, отправка текстового сообщения на короткий номер оператора связи, оформление изменений в личном кабинете и другое).
Одностороннее изменение условий договора оператором связи В соответствии со ст. 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами (а к числу таких обязательственных отношений в том числе относятся соответствующие отношения с участием потребителей), право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Следовательно, право оператора телематических услуг связи на одностороннее изменение условий договора может быть предусмотрено только нормативно-правовыми актами. Согласно Правил оказания телематических услуг связи, оператор связи вправе в одностороннем порядке осуществить изменение тарифов и тарифных планов на обслуживание абонентов. При этом оператор связи обязан извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в сети "Интернет" и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов.
Абонент может обратиться к оператору связи
с заявлением о направлении ему извещения об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи на указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета.
Изменение условий договора по инициативе абонента Право на одностороннее изменение условий договора потребителем закреплено в Правилах оказания телематических услуг связи, а также может быть указано в договоре об оказании услуг связи. Абонент вправе по своей инициативе изменить тарифный план для оплаты телематических услуг связи, направив соответствующее заявление оператору связи.
В случае если внесение изменений в договор об оказании услуг связи повлекло необходимость выполнения оператором связи соответствующих работ, эти работы подлежат оплате стороной, по инициативе которой были внесены изменения в договор об оказании услуг связи, если иное не установлено договором об оказании услуг связи (
например, если абонентом было подано заявление на увеличение скорости доступа в Интернет, что потребовало замену аппаратуры (маршрутизатора), установленной абонентом, и данная замена произведена на аппаратуру оператора связи. В таком случае, на абонента может быть возложена обязанность по оплате приемной аппаратуры и работ и по ее установлению).
Требования потребителя: Потребитель вправе отказаться от оплаты услуг, включенных в договор в результате изменения его условий, требовать возврата уплаченной денежной суммы, а также возмещения иных понесенных им убытков, в случае, если при одностороннем изменении договора допущены нарушения прав потребителя.
Способы восстановления нарушенных прав: 1. Обязательное предъявление исполнителю письменной претензии. Срок рассмотрения претензии исполнителем составляет не более 60 дней с даты регистрации претензии.
2. Обращение в суд с исковым заявлением, в случае не рассмотрения исполнителем претензии в установленный срок или отказа исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования.
3. Административная ответственность:
3.1. Оказание услуг связи, не соответствующих требованиям Правил оказания телематических услуг связи, влечет административную ответственность, предусмотренную
ст. 14.4 КоАП РФ. Например, изменение состава оказываемых услуг в одностороннем порядке.
3.2. Если в договоре оказания услуг связи предусмотрено право оператора связи на односторонее изменение условий договора, не предусмотренных законом, то это влечет административную ответственность, предусмотренную
ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.
В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного указанной статьей, потребителю рекомендуется обратиться
с письменной жалобой в
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. При этом в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обращение граждан должно содержать сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Такое обращение может быть подано лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, либо посредством прохождения идентификации и аутентификации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов; либо подано иным способах с установлением личности заявителя.
С 10.03.2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» существуют особенности для проведения контрольных (надзорных) мероприятий и возбуждения административных дел, установленные до конца 2022 г. Так, в частности, в 2022 г. проведение контрольных (надзорных) мероприятий может быть осуществлено только по требованию прокуратуры, либо при наличии угрозы жизни и здоровью потребителей. В том случае, если исполнитель услуг не удовлетворит требования потребителя, заявленные в претензии, потребитель имеете право обратиться в прокуратуру, которая может дать требование в органы Роспотребнадзора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Также в настоящее время не исключена реализация профилактических и судебных мер, применяемых органами Роспотребнадзора.