Урок № 5. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей

Общие разъяснения:

Оказание телематических услуг связи осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать телематические услуги связи, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме.

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:

1) условия, которые предоставляют исполнителю право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства, за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;

3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от услуг;

4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

5) условия, которые обусловливают приобретение услуг обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг);

6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

7) условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию исполнителя, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;

10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены исполнителю при выполнении работ, оказании услуг ненадлежащего качества;

11) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

12) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

13) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении услуг с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг;

14) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Например, в договор не должны быть включены следующие условия:

- безусловное согласие абонента либо отсутствие возможности выразить отказ на предоставление рекламной информации, рассылок; на обработку оператором персональных данных за рамками исполнения договора, передачу персональных данных третьим лицам; на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; на доступ к услугам связи, оказываемым другим оператором связи;

- безусловное согласие абонента на предоставление счета только на адрес электронной почты, «личный кабинет»;

- перенесение оператором денежных средств абонента между лицевыми счетами (с целью погашения задолженности); приостановление услуг по всем договорам при наличии задолженности хотя бы по одному из договоров;

- приостановление оказания услуг или расторжение договора исполнителем в случаях и (или) порядке, не предусмотренных законом;

- ограничение порядка приостановления оказания услуг, установленного Правилами оказания телематических услуг связи;

- возложение на нового абонента обязанность погасить задолженность предыдущего абонента при оказании телематических услуг связи.

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Потребитель вправе, при наличии в договоре об оказании услуг связи недопустимых условий, ущемляющих права потребителя, предъявить исполнителю претензию о возмещении причинённых убытков.

2. Обращение в суд с исковым заявлением.

3. Административная ответственность:

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечёт административную ответственность по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренной указанной статьёй составляет 1 год с момента заключения договора.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обращение граждан должно содержать сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Такое обращение может быть подано лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, либо посредством прохождения идентификации и аутентификации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов; либо подано иным способах с установлением личности заявителя.

С 10.03.2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» существуют особенности для проведения контрольных (надзорных) мероприятий и возбуждения административных дел, установленные до конца 2022 г. Так, в частности, в 2022 г. проведение контрольных (надзорных) мероприятий может быть осуществлено только по требованию прокуратуры, либо при наличии угрозы жизни и здоровью потребителей. В том случае, если исполнитель услуг не удовлетворит требования потребителя, заявленные в претензии, потребитель имеете право обратиться в прокуратуру, которая может дать требование в органы Роспотребнадзора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Также в настоящее время не исключена реализация профилактических и судебных мер, применяемых органами Роспотребнадзора.

Made on
Tilda