Общие разъяснения:
Договор об оказании телематических услуг связи является публичным договором возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор заключается на неопределенный срок, по желанию абонента может быть заключен срочный договор.
Договор об оказании услуг связи заключается одним из следующих способов:
- путем осуществления конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора об оказании услуг связи.
- в письменной форме.
Договор об оказании телематических услуг связи с использованием абонентской линии заключается только в письменной форме в 2 экземплярах, один из которых вручается абоненту, на основании заявления потребителя о заключении договора. Оператор связи обязан оповестить заявителя о регистрации заявления в 3-дневный срок. Оператор связи не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении заявления.
Оператор связи обязан заключить договор, кроме случаев, когда отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг связи (например, отсутствие решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по вопросу размещения оборудования операторов связи в этих домах).
Проверка наличия технической возможности и бремя доказывания ее отсутствия - это обязанность оператора связи. Такая проверка осуществляется до заключения договора. Ссылка на отсутствие технической возможности для предоставления услуг связи после заключения соответствующего договора не представляется обоснованной.
Существенные условия договора об оказании телематических услуг связи:
а) состав оказываемых телематических услуг связи;
б) используемые абонентские интерфейсы;
в) тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи;
г) порядок, срок и форма расчетов.
Сторонами по договору выступают гражданин с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны.
Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. Третьим лицом является юридическая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на основании договора поручения или агентского договора, заключённого с оператором связи. По договору, заключенному уполномоченным третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
Порядок заключения договора об оказании разовых телематических услуг связи
Разовые телематические услуги связи могут быть предоставлены абонентам в местах коллективного доступа, например, в интернет-кафе, компьютерных клубах.
Договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий (например, подключение к сети «Wi-Fi» путем ввода идентификационного логина и пароля). Такой договор считается заключенным с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой. Оферта должна быть доведена до сведения потребителя путем размещения, например, в помещении, где оказываются телематические услуги связи, на сайте организации, в рекламных проспектах, буклетах. В оферте должны содержаться существенные условия договора, такие как, стоимость телематических услуг связи, порядок оплаты, правила пользования услугами, порядок подключения услуг.
В случае заключения срочного договора об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования.
Идентификация пользователя осуществляется оператором связи путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверное установление абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи.
Идентификация оконечного оборудования осуществляется средствами связи оператора связи путем определения уникального идентификатора оборудования сетей передачи данных.
Способы восстановления нарушенных прав потребителей:
1. Предъявить оператору связи в письменном виде претензию с требованием о заключении договора об оказании телематических услуг связи.
2. В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора обратиться в суд с требованием о понуждении оператора связи заключить договор и возмещении ущерба, возникшего в результате его действий (бездействия). При этом потребителю необходимо представить доказательства уклонения или отказа оператора связи от заключения договора (например, письменный ответ оператора связи с отказом, свидетельские показания). В свою очередь оператор связи обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа или уклонения от заключения договора (отсутствие технической возможности для подключения у абонента).
2. Административная ответственность
Нарушение порядка заключения договора, оказание услуг связи при отсутствии договора, заключенного в письменной форме (при наличии указанного требования в соответствии с особенностями оказания того или иного вида услуг связи), влечет административную ответственность по ч.1, 2 ст.14.4 КоАП РФ.
Отсутствие в договоре необходимых условий об информации, предусмотренных законодательством, влечет административную ответственность по ч. 11 ст.14.5 КоАП РФ.
В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).
При этом в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обращение граждан должно содержать сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Такое обращение может быть подано лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, либо посредством прохождения идентификации и аутентификации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов; либо подано иным способах с установлением личности заявителя.
С 10.03.2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» существуют особенности для проведения контрольных (надзорных) мероприятий и возбуждения административных дел, установленные до конца 2022 г. Так, в частности, в 2022 г. проведение контрольных (надзорных) мероприятий может быть осуществлено только по требованию прокуратуры, либо при наличии угрозы жизни и здоровью потребителей. В том случае, если исполнитель услуг не удовлетворит требования потребителя, заявленные в претензии, потребитель имеете право обратиться в прокуратуру, которая может дать требование в органы Роспотребнадзора о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Также в настоящее время не исключена реализация профилактических и судебных мер, применяемых органами Роспотребнадзора.