Специалисты по защите прав потребителей оценили уровень финансовой грамотности жителей Свердловской области

В 2022 году на вопросы анкеты ответили 1756 жителей в 42 муниципальных образованиях области. Подавляющее большинство из них – женщины (1268 человек, 72%)
С целью определения реального уровня финансовой грамотности свердловчан специалисты по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ежегодно проводят анкетирование граждан.

В 2022 году на вопросы анкеты ответили 1756 жителей в 42 муниципальных образованиях области. Подавляющее большинство из них – женщины (1268 человек, 72%)

В опросе участвовали свердловчане разных возрастов: большинство представляло возрастную категорию от 40 до 60 лет (691 человек), категория от 25-40 лет составила 542 человека, до 25 лет – 310 человек, старше 60 лет – 213 опрошенных. Что касается сферы деятельности опрошенных, руководящие должности среди них занимали 74 человека; большинство опрошенных составили служащие (592 человека) и пенсионеры (355 человек), рабочие (324 человека), студенты (217 человек) и другие категории.

В ходе проведения анкетирования гражданам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся отношений потребителя с банками, страховыми компаниями, ответственности за задолженность перед кредиторами.

75% респондентов отметили, что ведут учет своих расходов, пусть и нерегулярно. Заемными денежными средствами за прошедшие 12 месяцев не пользовались 39% опрошенных. Еще 33% респондентов воспользовались потребительским или ипотечным кредитом в банке, 20% - занимали денежные средства на текущие нужды, в основном, у своих родственников, друзей и знакомых.

Основным источником получения информации по финансовым вопросам 36% респондентов указали новостные сайты в сети «Интернет», социальные сети, видеоролики и «онлайн-блоги», 24% - печатные издания и телепередачи. Не интересуется данной информацией 21% анкетированных.

Большинство правильных ответов были получены на вопрос о том, может ли кредитная организация в одностороннем порядке увеличить процентную ставку по кредитному договору (66% правильно ответили, что не может). 62% анкетированных правильно указали порядок досрочного погашения кредита, 60% правильно ответили на вопрос о праве потребителя отказаться от дополнительных платных услуг, предоставленных при кредитовании и связанных с кредитом.

Респондентам было предложено ответить на вопрос, касающийся взаимодействия с коллекторами: 49% опрошенных смогли верно указать порядок отказа от взаимодействия с коллекторами, 9% указали, что гражданин не имеет право отказаться от взаимодействия, 23% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Затруднения вызвал вопрос, связанный с процедурой банкротства физических лиц через МФЦ - только 71% опрошенных правильно ответили, что гражданин может обратиться в МФЦ с заявлением о признании его банкротом при наличии задолженности не более 500 000 руб. и оконченного исполнительного производства ввиду отсутствия у него имущества.

Другой затруднительный вопрос касался необходимости обязательного досудебного обращения потребителя к финансовому уполномоченному. Только 50% респондентов правильно ответили, что такое обращение предусмотрено по договорам с банками, микрофинансовыми, страховыми и иными финансовыми организациями, если требования потребителя не превышают 500 тысяч рублей, а по договорам ОСАГО - без ограничения суммы. 20% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

В целом, как показало анкетирование, уровень финансовой грамотности респондентов составил 53%, что ниже чем в прошлые годы.

Итоги анкетирования будут учтены при дальнейшей работе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».


Made on
Tilda