Специалисты по защите прав потребителей оценили уровень финансовой грамотности жителей Свердловской области

В целом, как показало анкетирование, уровень финансовой грамотности респондентов составил 53 % и сохранился на уровне 2019 г. Другие интересные цифры - в нашем исследовании
С целью определения реального уровня финансовой грамотности свердловчан специалисты по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ежегодно проводят анкетирование граждан.

В 2020 году на вопросы анкеты ответили 4 371 житель в 48 муниципальных образованиях области, подавляющее большинство из них – женщины (2980 человек, 68%)

В опросе участвовали свердловчане разных возрастов: большинство представляло возрастную категорию до 25 лет (2 328 человек) и от 25 до 40 лет (1158 человек), 708 респондентов от 40 до 60 лет, а 177 опрошенных – старше 60 лет.

Что касается сферы деятельности опрошенных, руководящие должности среди них занимали 173 человек; большинство ответов давали студенты (1920 человек) и рабочие (989 человек), кроме того, участие в опросе приняли служащие (758), пенсионеры (318), безработные (89), домохозяйки (74), индивидуальные предприниматели (50).

В ходе проведения анкетирования гражданам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся отношений потребителя с банками, страховыми компаниями.

85 % респондентов отметили, что ведут учет своих расходов, пусть и нерегулярно (в 2019 году таких было 79 %), занимают денежные средства на текущие нужды, в основном, у своих родственников, друзей и знакомых 37 %, в банках и иных кредитных организациях 21 % из числа опрошенных, услугами ломбардов и микрофинансовых организаций пользуются 5 %, а 38 % опрошенных указали, что они никогда не занимают деньги на текущие нужды (в 2019 году таких было 23 %).

В недостатке знаний по финансовым вопросам признаются 35 % опрошенных (в 2019 году – 41 %), при этом основным источником получения информации по финансовым вопросам 41 % респондентов указали интернет и социальные сети, 19 % - печатные издания и телепередачи, образовательные занятия, 13 % респондентов пользуются советами своих друзей и знакомых. Уроки по финансовым вопросам просматривают (посещают) 6 % опрошенных, читают специализированные периодические издания, книги, брошюры по финансовым вопросам 8 %.

Большинство правильных ответов специалисты получили на вопросы о том, от какой услуги по кредитному договору потребитель не может отказаться (80 % из числа опрошенных), неправомерности банка в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредитному договору, а также направлять кредитные карты по почте (61 %), о предоставлении банком графика платежей при заключении кредитного договора (50%) и т.п.

Также респондентам было предложено ответить на вопрос, касающийся взаимодействия с коллекторами. Только 41 % опрошенных смогли верно указать порядок отказа от взаимодействия с коллекторами (путем направления заявления об отказе через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки). 10 % указали, что гражданин не имеет право отказаться от взаимодействия, а 31 % опрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Затруднения вызвал и вопрос, касающийся банкротства граждан (39 % опрошенных).

В целом, как показало анкетирование, уровень финансовой грамотности респондентов составил 53 % и сохранился на уровне 2019 г.

Итоги анкетирования будут учтены при дальнейшей работе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Made on
Tilda