Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 5. Включение в договор управления МКД условий, ущемляющих права потребителей

Общие разъяснения:

Договор управления многоквартирным домом регулирует взаимоотношения между собственниками помещений в таком доме и управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом должен быть заключен на условиях, определенных общим собранием собственников помещений в доме. Условия договора устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Примерные условия договора управления многоквартирным домом утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.07.2014г. №411/пр.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. № 416.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Наиболее часто встречающимися условиями, ущемляющими права потребителей, являются условия, предусматривающие:

  • взимание платы за опломбировку и введение в эксплуатацию ИПУ (п. 81(14), п.81(9) Правил №354);
  • нарушение порядка приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг (п. 115 Правил №354);
  • увеличение максимального размера пени, взимаемого с потребителя за просрочку оплаты коммунальных услуг (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ);
  • изменение порядка расчета за коммунальные услуги, не предусмотренного Правилами № 354;
  • заключение исполнителем с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников договоров, права и обязанности по которым возникают у собственников помещений (п. 31 Правил №354, ст. 162 ЖК РФ);
  • предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, установленную в Правилах №354;
  • ограничение ответственности исполнителя за качество предоставляемых услуг (п. 149-151 Правил №354);
  • освобождение исполнителя от обязанности проведении перерасчета за коммунальные услуги (кроме отопления и газоснабжения для нужд отопления) в связи с временным отсутствием потребителя в занимаемом им помещении (п. 86 Правил №354);
  • установление обязанности о согласовании мероприятий по перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ);
  • проведение исполнителем перерасчета платы за коммунальные услуги по основаниям, не предусмотренным Правилами №354;
  • ограничение объема выполняемых работ, оказываемых услуг конкретному потребителю при наличии общей задолженности собственников многоквартирного дома (ст. 153-155, п.1 ст. 162 ЖК РФ);
  • невыполнение исполнителем минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (п. 11 (1) Правил №491).

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:

1. Предъявление претензии исполнителю.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться к исполнителю с письменным заявлением об отказе от услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

Потребитель, в случае включения в договор условий, которые ущемляют его права, вправе обратиться к исполнителю с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы требования потребителя. Один экземпляр претензии вручается исполнителю, либо направляется письмом (с уведомлением).

2. Судебный порядок.

В случае отказа удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

3. Административная ответственность.

Невыполнение исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом) обязанности по осуществлению содержания и ремонта общего имущества в МКД влечёт административную ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ.

За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Включение в договор управления МКД условий, ущемляющих права потребителя, по сравнению с установленными законом, влечет за собой наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, составляет 1 год с момента заключения договора.

В целях проведения надзорных мероприятий гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101. Органы жилищной инспекции вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов собственников на основании их обращений или в защиту прав неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, установленных законом (ст. 20 ЖК РФ).

Made on
Tilda