Специалисты по защите прав потребителей оценили уровень финансовой грамотности жителей Свердловской области в 2021 году

В 2021 году на вопросы анкеты ответили 1914 жителей в 45 муниципальных образованиях области, подавляющее большинство из них – женщины (1285 человек, 66%)
С целью определения реального уровня финансовой грамотности свердловчан специалисты по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ежегодно проводят анкетирование граждан.

В 2021 году на вопросы анкеты ответили 1914 жителей в 45 муниципальных образованиях области, подавляющее большинство из них – женщины (1285 человек, 66%)

В опросе участвовали свердловчане разных возрастов: большинство представляло возрастную категорию от 25 до 40 лет (724 человека), 598 респондентов от 40 до 60 лет, до 25 лет - 416 человек, а 176 опрошенных – старше 60 лет.

Что касается сферы деятельности опрошенных, руководящие должности среди них занимали 61 человек; большинство ответов давали рабочие (590 человек) и служащие (472 человека), пенсионеры (362 человека), студенты (272 человека) и другие категории.

В ходе проведения анкетирования гражданам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся отношений потребителя с банками, страховыми компаниями.

79% респондентов отметили, что ведут учет своих расходов, пусть и нерегулярно. Занимают денежные средства на текущие нужды, в основном, у своих родственников, друзей и знакомых - 38%, в банках и иных кредитных организациях 31% из числа опрошенных, услугами ломбардов и микрофинансовых организаций пользуются 9% (в 2020 году таких было 5 %), а 23% опрошенных указали, что они никогда не занимают деньги на текущие нужды (в 2020 году эта цифра составляла 38 %).

Основным источником получения информации по финансовым вопросам 43% респондентов указали интернет и социальные сети, 39% - печатные издания и телепередачи. Образовательные занятия, уроки по финансовым вопросам просматривают (посещают) 10% опрошенных (в 2020 г. таких было 6%).

Большинство правильных ответов специалисты получили, как и в прошлом году, на вопросы о том, от какой услуги по кредитному договору потребитель не может отказаться (77 % из числа опрошенных), о предоставлении банком графика платежей при заключении кредитного договора (63%), неправомерности банка в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредитному договору, а также направлять кредитные карты по почте (59%) и т.п.

Также респондентам было предложено ответить на вопрос, касающийся взаимодействия с коллекторами. Только 39% опрошенных смогли верно указать порядок отказа от взаимодействия с коллекторами (путем направления заявления об отказе через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки). 11% указали, что гражданин не имеет право отказаться от взаимодействия, а 24% опрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Затруднения вызвал и вопрос, касающийся банкротства граждан. Так 19 % респондентов затруднились ответить, в каких случаях гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Правильно ответили на данный вопрос (при наличии задолженности не менее 500 000 руб. и отсутствия необходимых средств и имущества для ее погашения) 44% опрошенных.

В целом, как показало анкетирование, уровень финансовой грамотности респондентов составил 59%, что на 6% выше, чем в 2020 г.

Итоги анкетирования будут учтены при дальнейшей работе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Made on
Tilda