Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Урок № 19. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Общие разъяснения:

Ограничение предоставления коммунальной услуги (далее - ограничение услуги) – временное уменьшение исполнителем объёма (количества) подачи коммунального ресурса и (или) введение графика предоставления коммунального ресурса в течение суток.

Приостановление предоставления коммунальной услуги (далее – приостановление услуги) - временное прекращение исполнителем подачи коммунального ресурса соответствующего вида.

Действия исполнителя по ограничению (приостановлению) услуг не являются расторжением договора с потребителем.

Ограничение или приостановление услуги без уведомления потребителя

  • возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
  • возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости
Сведения об ограничениях в подаче услуг или об их прекращении в связи с возникновением аварийных ситуаций, стихийных бедствий подлежат регистрации исполнителем в журнале учета, с указанием даты, времени начала (окончания) и их причины. В течение суток потребитель должен быть проинформирован о причинах и продолжительности таких ограничений.

  • выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления подключения;
  • использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;
  • получение предписания органа государственного жилищного надзора (органа исполнительной власти субъекта РФ) о необходимости ограничения или приостановления услуги из-за неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, в связи с тем, что их состояние может привести к аварии и (или) угрожает жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в предписании.
Ограничение или приостановление услуги в плановом порядке (с уведомлением потребителя)

  • неполная оплата потребителем коммунальной услуги - через 20 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
  • проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Порядок ограничения или приостановления услуги в случае неполной оплаты потребителем:

Ограничение и приостановление возможно в отношении той услуги, за которую у потребителя имеется неполная оплата (например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа).

Неполная оплата - наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за услугу, рассчитанных исходя из норматива потребления услуги (независимо, установлен прибор учета или нет) и тарифа на коммунальный ресурс, действующих на день ограничения, при условии отсутствия заключенного между сторонами соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.

Размер задолженности рассчитывается в следующем порядке:

  • если потребителем полностью не вносится оплата, то заложенность рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги в отдельности,
  • если оплата вносится потребителем в частичном размере, то полученная оплата делится между всеми видами коммунальных услуг (в том числе за содержание и ремонт жилого помещения) пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Исполнитель рассчитывает задолженность по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Порядок действий исполнителя:

1. Направление потребителю в письменной форме предупреждения (уведомления) о необходимости погашения задолженности.

Предупреждение (уведомление) должно быть доставлено потребителю способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем:

  • вручение потребителю-должнику под расписку,
  • направление по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении),
  • включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления),
  • посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя,
  • посредством телефонного звонка с записью разговора,
  • посредством сообщения электронной почты,
  • через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет,
  • передача потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
2. В случае непогашения задолженности по оплате в течение 20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления) исполнитель:

  • вводит ограничение на предоставление коммунальной услугипри наличии технической возможности).
  • приостанавливает предоставление услуги при отсутствии возможности ее ограничения.
В случае, если по истечению 10 дней со дня ограничения предоставления услуги потребитель не погасит задолженность, исполнитель приостанавливает оказание услуги.

3. При ограничении и приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, связанное с предоставлением услуг и находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель.

4. Ограничения действий исполнителя:

  • не допускается приостанавливать предоставление услуги отопления в частном доме, отопления и холодного водоснабжения - в МКД,
  • действия исполнителя не должны приводить к повреждению общего имущества собственников; нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в МКД и полностью выполняющих обязательства по оплате, нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан,
  • в случае ограничения услуги по водоотведению (установка заглушки) исполнитель обязан сообщить о начавшемся ограничении в орган Роспотребнадзора в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (определение Верховного суда РФ от 02.07.2019 № 305-ЭС19-10248).
Порядок возобновления предоставления коммунальной услуги:

Возобновление предоставления коммунальной услуги осуществляется в течение 2 календарных дней со дня:

  • устранения причин аварийных ситуаций, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (в том числе по предписанию надзорного органа или органа исполнительной власти субъекта РФ);
  • полного погашения задолженности;
  • заключения с потребителем соглашения о порядке погашения задолженности.
Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности. Данное ограничение размера расходов исполнителя установлено Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 897, вступившим в силу с 31.07.2019.

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей:

1. Предъявление претензии исполнителю, в случае, если исполнителем нарушен порядок ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, в том числе порядок и сроки извещения потребителя. В претензии потребитель вправе заявить требование о незамедлительном возобновлении оказания коммунальной услуги, а также возмещения понесенных расходов и причиненных убытков.

2. Обращение в суд с исковым заявлением в случае отказа исполнителя в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

3. Административная ответственность.

Нарушение исполнителем порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, предусмотренного Правилами № 354, влечет за собой может влечь за собой наступление административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ или ст. 7.12 КоАП РФ.

Включение исполнителем услуг (например, ресурсоснабжающей организацией) в договор с потребителем условий, ущемляющих права потребителя (например, освобождение исполнителя от ответственности в случае несоблюдения срока направления потребителю уведомления о необходимости погашения задолженности, завышение стоимости расходов исполнителя на возобновление предоставления услуг) влечет за собой наступление ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьёй, составляет 1 год с момента заключения договора.

Кроме того, завышение исполнителем стоимости расходов, связанных с приостановлением и возобновлением предоставления коммунальных услуг потребителю, может повлечь за собой наступление административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ либо ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.

В целях проведения надзорных мероприятий гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.

Made on
Tilda