Всемирный день шопинга: рекомендации при покупке товаров дистанционным способом

11 ноября – Всемирный день шопинга. Многие магазины и маркетплейсы проводят к этому празднику акции и распродажи. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области напоминает о некоторых правах потребителей, связанных с дистанционной продаже товаров
Взаимоотношения продавца и покупателя при дистанционной продаже товаров регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…».

При дистанционной покупке товаров потребитель знакомится описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, через средства связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или другим способом, при котором нет возможности ознакомиться с товаром «вживую».

Получив сообщение потребителя о намерении заключить договор, продавец должен предоставить потребителю подтверждение заключения договора. Это может быть номер заказа или какой-то другой способ идентификации заказа. При этом покупателю предоставляется полная и достоверная информация, характеризующая предлагаемый товар.

Если продавец – юридическое лицо, то он обязан указывать полное фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и номер телефона. Если индивидуальный предприниматель - то фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты или номер телефона.

Помимо этого, продавец должен довести до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. Если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

При продаже товаров ненадлежащего качества, потребитель может (ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

  • потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, доставленных покупкой товара ненадлежащего качества.

В отношении технически сложного товара с недостатками потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата стоимости товара либо его замены на товар этой же или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю товара. Если прошло больше 15 дней, неисправный товар можно вернуть или заменить только в случае, если:

  • обнаружен существенный недостаток товара;
  • нарушены сроки устранения недостатков товара;
  • невозможно использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения его различных недостатков.

В отношении товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом, тоже есть свои особенности.

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи и в течение семи дней после его передачи.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Вернуть товар надлежащего качества можно только в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки этого товара. Однако при отсутствии такого документа покупатель может ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему стоимость товара, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Необходимо иметь в виду, что в отношении товаров, приобретенных дистанционным способом, действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 246.

Еще необходимо иметь в виду, что крупные торговые интернет-площадки чаще всего выступают не продавцами , а владельцами агрегаторов.

По общему правилу, ответственность за качество товара будет нести продавец, хотя первичный прием претензий может осуществлять и сам владелец агрегатора по договору с продавцом.

Если покупатель предварительно оплатил товар, но не получил его в срок, владелец агрегатора должен вернуть предварительно оплаченную сумму в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования. Для этого потребитель должен направить продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар в установленный срок, а владельцу агрегатора – подтверждение того, что такое уведомление продавцу было направлено, и требование о возврате суммы предварительной оплаты товара.

Обращаем внимание, что при возврате товаров ненадлежащего качества все убытки, в том числе по пересылке товара, возлагаются на продавца.

Внимание!

Чтобы потребителю избежать нарушения своих прав при заказе товаров и услуг в сети Интернет не стоит доверять сомнительным сайтам. Настороженность должно вызывать отсутствие информации о полном наименовании продавца или исполнителя, его адресе, наличие чрезмерно восторженных отзывов, формальный подход к наполнению сайта, чрезмерно низкие цены, установление такого способа оплаты, как перечисление денег на банковскую карту физического лица. В специальных группах в социальных сетях, на различных форумах можно найти отзывы о недобросовестных фирмах, действующих в сети Интернет.

В случае, если Вы столкнулись с нарушением своих прав, для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя в каждой конкретной ситуации, (о порядке досудебной или судебной защиты прав потребителей, порядке и перспективах подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти) можно обратиться в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер.Отдельный, д.3, тел 374-14-55), адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области можно найти на сайте https://кц66.рф.

Кроме того, работает Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8 800 555 49 43, где можно получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей.


Made on
Tilda