Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Специалисты Консультационного центра выделили часто задаваемые вопросы потребителей в 2020 году (часть 2)

Отвечаем на самые популярные вопросы потребителей в сфере ЖКХ, установки умного счетчика, оказания транспортных услуг и возврата подарочного сертификата
Первую часть ответов на вопросы вы найдете по ссылке

I
. Вопросы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Вопрос: Управляющая компания сообщила, что мне необходимо провести поверку приборов учета воды, установленных в квартире. Я являюсь пенсионером, соблюдаю режим самоизоляции в связи с эпидемией коронавирусной инфекции. Могу ли отказаться от проведения поверки счетчиков?

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424 ресурсоснабжающие организации и управляющие компании до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки. Владельцы таких приборов учета до 1 января 2021 года могут продолжать сдавать индивидуальные показания приборов учета даже в случае истечения межповерочного интервала.

Следовательно, Вы можете отказаться от проведения поверки приборов учета до 01.01.2021. По истечению данного срока Вы должны будете провести поверку. При не проведении такой поверки после 01.01.2021 начисления будут осуществляться в течение трех месяцев по среднемесячному объему потребления, определенному по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Затем – по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента 1,5.

Обращаем внимание, что с сентября 2020 г. установлена обязательная регистрация результатов поверки приборов учета в электронном реестре Росстандарта - ФГИС "АРШИН". Бумажные свидетельства о поверке будут носить дополнительный информационный характер и оформляться по желанию владельца прибора. После того, как специалист сделает на месте поверку прибора, в течение суток он вносит данные о результатах работы в реестр ФГИС «АРШИН», с данными которого можно ознакомиться на сайте https://fgis.gost.ru/. В разделе "Сведения о результатах поверки средств измерений" владелец счетчика сможет ввести его заводской номер и увидеть сведения о нем и результатах оказанной ему метрологической услуги по поверке.

Вопрос: Я являюсь собственником частного дома, хочу установить «умный» прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. Какой порядок установки такого счетчика?

Ответ: С 01.07.2020 действуют новые правила установки и замены счетчиков электрической энергии (Раздел X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). В соответствии с данными правилами замена счетчиков электроэнергии осуществляется бесплатно ресурсоснабжающими (для многоквартирных домов) или сетевыми организациями (для индивидуальных домовладений) в следующих случаях:

- если у потребителя нет счетчика, но есть техническая возможность его установить;

- счетчик вышел из строя или утрачен;

- у счетчика закончился срок поверки или срок эксплуатации.

Следовательно, в указанных случаях Вам необходимо обратиться с заявлением в сетевую организацию, которая должна провести установку нового счетчика. При этом установка (замена) прибора учета электрической энергии и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев с даты признания прибора учета утраченным.

Приборы учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии, подлежат установке с 1 января 2022 года. До 1 января 2022 г. сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку обычных приборов учета, соответствующих требованиям законодательства.

II. Вопросы в сфере финансовых услуг.

Вопрос: В результате дорожно-транспортного происшествия поврежден мой автомобиль. Я не согласен с расчетом стоимости восстановительного ремонта, произведенным страховщиком, в связи с чем направил в страховую организацию претензию. Однако, страховщик отказался удовлетворять мои требования добровольно. Как мне защитить свои права?

Ответ: При наличии спора со страховой организацией по договору ОСАГО и отказе страховщика удовлетворить Ваши требования в добровольном порядке, Вам необходимо обратиться с жалобой к финансовому уполномоченному.

Деятельность финансового уполномоченного регулируется Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг". Данный закон начиная с 28.11.2019 устанавливает обязанность потребителя до подачи иска к страховой организации в суд обратиться с жалобой к уполномоченному.

Обращение финансовому уполномоченному можно подать, в том числе, в электронной форме – через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru. В случае, если Вы будете не согласны с решением, вынесенным финансовым уполномоченным по Вашему обращению, Вы вправе подать иск к страховой организации в суд.

Обращаем внимание, что с 01 января 2021 г. по спорам со всеми кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами потребитель также будет обязан до подачи иска в суд первоначально направить обращение финансовому уполномоченному.

III. Вопросы оказания транспортных услуг.

Ситуация: В течение 2020 г. в консультационные пункты по защите прав потребителей поступали обращения, связанные с использованием услуг каршеринга – краткосрочной аренды автомобиля. Наиболее часто в своих обращениях потребители выражали несогласие с предъявленным арендодателем требованием оплатить ремонт повреждений машины, обнаруженных после окончания аренды, оплатить штраф, установленный арендодателем за нарушение правил парковки или использования автомобиля и другие вопросы.

Обращаем внимание на следующие особенности договора карешринга:

- заключение договора каршеринга чаще всего осуществляется путем регистрации в приложении для мобильного телефона. В этом случае договор предоставляется в электронном виде, что заменяет его письменную форму, потребитель не может повлиять на его условия и автоматически с ними соглашается.

- при начале использования автомобиля какой-либо акт приемки-передачи автомобиля не составляется, достаточно ознакомиться с фото объекта и забрать автомобиль в указанном месте. Потребитель должен осмотреть автомобиль и в случае выявления недостатков зафиксировать их и уведомить об этом исполнителя (например, сделать фотографии недостатков и загрузить их в приложение). В случае, если потребитель не зафиксировал недостатки переданного ему транспортного средства, исполнитель в последующем может признать, что они возникли по вине данного потребителя.

- при нарушении потребителем условий использования транспортного средства, арендодатель может предъявить требование об уплате штрафа, при этом размер штрафа может быть значительным (от 10 000 руб. до 100 000 руб. и выше). Такие штрафы изначально прописаны в договоре, к условиям которого присоединяется потребитель, в связи с чем не может повлиять на их размер. Поэтому в случае несогласия с установленными штрафами потребитель вправе их оспаривать.
IV. Вопросы по продаже непродовольственных товаров.

Продажа автомобилей с дополнительными услугами.

Ситуация: В течение 2019-2020 гг. в консультационные пункты для потребителей поступали обращения по вопросам навязывания дополнительных платных услуг при продаже автомобилей в кредит. Так, по словам потребителей, при заключении договора купли-продажи машины и оформлении кредитного договора продавец одновременно дает потребителю подписать, например, договор об оказании юридических услуг, услуг круглосуточной помощи на дорогах и другие. При этом стоимость дополнительных услуг может варьироваться от 20 000 руб. до 100 000 руб., которая также включается в сумму кредита.

В связи с чем разъясняем следующее. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе в любое время отказаться от услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Если при продаже автомобиля дополнительно были заключены договоры об оказании каких-либо услуг (техпомощь, юридическая консультация и другие), в которых Вы не нуждаетесь, Вам необходимо обратиться с письменным заявлением об отказе от услуг к исполнителю. При отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить Ваши требования, необходимо обращаться с иском в суд.

Использование подарочных сертификатов.

Вопрос: Мне был подарен сертификат в магазин бытовой техники на сумму 5 000 руб. Когда я решил использовать сертификат, продавец сказал, что срок его действия закончился, я не могу с его помощью оплатить покупку и не могу получить обратно денежные средства в стоимости сертификата. Прав ли в этом случае продавец?

Ответ: Согласно сложившейся судебной практике, приобретенные потребителем сертификаты являются авансом будущей оплаты товара и подтверждают право держателя сертификата на покупку товара в будущем. При неиспользовании данного аванса потребитель имеет право на возврат внесенных денежных средств, в противном случае у продавца возникает неосновательное обогащение в размере номинала сертификата. Например, определение Верховного суда РФ от 27.12.2018 по делу № А-305-АД18-18522.

Следовательно, Вы вправе требовать возвратить Вам денежные средства в размере номинала подарочного сертификата.


Made on
Tilda