Оставить заявку на консультацию
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Постараемся помочь вам в ближайшее время

Специалисты по защите прав потребителей оценили уровень финансовой грамотности жителей Свердловской области

С целью определения реального уровня финансовой грамотности свердловчан специалисты по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ежегодно проводят анкетирование граждан
В 2019 году на вопросы анкеты ответили 3057 жителей в 48 муниципальных образованиях области, подавляющее большинство из них – женщины (2015 человек, 66%)

В опросе участвовали свердловчане разных возрастов: большинство представляло возрастную категорию от 25 до 40 лет (1131 человек) и от 40 до 60 лет (1171 человек); 298 респондентов были старше 60 лет, а 457 опрошенных – младше 25 лет.

Что касается сферы деятельности опрошенных, руководящие должности среди них занимали 158 человек; большинство ответов давали рабочие (1120 человек) и служащие (724), кроме того, участие в опросе приняли студенты (225), домохозяйки (119), безработные (84), пенсионеры (577).

В ходе проведения анкетирования гражданам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся отношений потребителя с банками, страховыми компаниями.

79 % респондентов отметили, что ведут учет своих расходов, пусть и нерегулярно (в 2018 году таких было 74 %), занимают денежные средства на текущие нужды, в основном, в банках и иных кредитных организациях 41 % из числа опрошенных, у своих родственников – 36 %, 23 % опрошенных указали, что они никогда не занимают деньги на текущие нужды.

В недостатке знаний по финансовым вопросам признаются 41 % опрошенных (в 2018 году – 42 %), при этом основным источником получения информации по финансовым вопросам 41 % респондентов указали интернет и социальные сети, 40 % - печатные издания и телепередачи, образовательные занятия. Уроки по финансовым вопросам посещает 5 % опрошенных, читают специализированные периодические издания, книги, брошюры по финансовым вопросам 4 %.

Большинство правильных ответов специалисты получили на вопросы о том, от какой услуги по кредитному договору потребитель не может отказаться (77% из числа опрошенных), о праве потребителя досрочно погасить кредит без согласия банка (64%), неправомерности банка в одностороннем порядке изменять процентную ставку по кредитному договору (58%), максимальной сумме компенсации по вкладам (56 %) и праве банка направлять кредитные карты по почте (55%).

Также респондентам было предложено ответить на вопрос, касающийся взаимодействия с коллекторами. Только 39 % опрошенных смогли верно указать порядок отказа от взаимодействия с коллекторами (путем направления заявления об отказе через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки). 10 % указали, что гражданин не имеет право отказаться от взаимодействия, а 30 % опрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Затруднения вызвал и вопрос, касающийся банкротства граждан. 41 % опрошенных правильно отметили обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом при наличии задолженности не менее 500 000 руб. и отсутствии необходимых средств и имущества для ее погашения. 11 % указали, что у гражданина отсутствует такая обязанность.

В целом, как показало анкетирование, уровень финансовой грамотности респондентов составил 53 %, что на 1 % ниже, чем в 2018 г.

Итоги анкетирования будут учтены при дальнейшей работе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»
16 МАРТА / 2018

Made on
Tilda