Платные юридические услуги: рекомендации для потребителей

Оказание потребителям платных юридических услуг осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, в том числе при его заключении дистанционным способом
Оказание потребителям платных юридических услуг осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, в том числе при его заключении дистанционным способом.

К юридическим услугам относятся: юридические консультации, составление претензий, требований, жалоб, заявлений, исковых заявлений в суд и пр., обращение в суд от имени или в интересах потребителя, представление интересов потребителя в суде.

Заключение договора

При заключении договора об оказании юридических услуг эксперты рекомендуют внимательно подойти к выбору юридической фирмы. Прежде чем заключить договор на оказание юридических услуг, необходимо побольше узнать о деятельности организации. Не стоит доверять первой попавшейся организации, которую нашли в сети Интернет, или если пригласили по телефону на консультацию в рамках «бесплатной» акции.

·  Обратите внимание представлена ли на сайте юридической компании информация о полном ее наименовании, с указанием организационно-правовой формы, ОГРН, ИНН (проверить информацию можно в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на сайте ФНС).
·  Не подписывайте договор, не прочитав внимательно его содержание.
·  При подписании договора внимательно изучите раздел о цене договора и каждой услуги в отдельности. Если в договоре есть отсылка к «прейскуранту», приложению, требуйте ознакомиться с ними и приложить их к договору.
·  Перед обращением в юридическую организацию ознакомьтесь в интернете с отзывами о ее работе.
·  Вас должно насторожить, если сотрудник настойчиво предлагает свои услуги и обещает вам 100% положительный результат. Помните, что в каждой спорной ситуации есть слабые и сильные стороны, которые могут повлиять на результат.
·  Важно помнить, что не все оказываемые юридические услуги действительно нужны для достижения положительного результата. Поэтому проконсультируйтесь по спорному вопросу с несколькими юристами и оцените план действий, который предлагает каждый из них.
·  Со списком недобросовестных компаний можно ознакомиться на сайте Управления Роспотребнадзора.

Договор должен содержать необходимую информацию:

·  наименование исполнителя и заказчика;
·  перечень и сроки оказываемых услуг, их начало и окончание;
·  стоимость услуг (каждой услуги) и порядок оплаты;
·  права и обязанности сторон;
·  ответственность сторон по договору.

Все юридические услуги, которые будут оказаны в рамках договора, должны быть согласованы с потребителем и направлены на решение его конкретной ситуации. Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных и ненужных ему услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврат уплаченной суммы.

Право на отказ от услуг

Потребитель вправе отказаться от услуг юридической компании в любое время, но только до момента их оказания. В этом случае исполнитель будет вправе удержать фактически понесенные расходы за те услуги, которые на момент отказа потребителя уже были ему оказаны.

Важно! Не подписывайте акты оказанных услуг до момента их приемки. Иначе исполнитель будет ссылаться на то, что услуги уже оказаны, а значит, отказаться от договора нельзя.

Фактически понесенные расходы должны быть подтверждены исполнителем документами (например, до отказа от услуг вам была оказана платная юридическая консультация и при этом ее стоимость определена в заключенном договоре).

Необходимо фиксировать факт отказа от услуг (например, вести запись разговора с исполнителем на диктофон в присутствии свидетелей), а также то обстоятельство, какие именно услуги на момент отказа вам оказаны.
Потребитель вправе отказаться от услуг и в случае существенного нарушения исполнителем требований к их качеству, либо сроку оказания.
Например, если потребителем обнаружены недостатки оказанных юридических услуг (в том числе после подписания акта приемки услуг), то потребитель вправе по своему выбору потребовать:

·  соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
·  безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (если это возможно в конкретной ситуации);
·  возмещения понесенных расходов по устранению недостатков услуги третьим лицом;
·  расторжения договора, если недостатки оказанной услуги не будут устранены или если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги.

К недостаткам услуг может быть отнесено:

· составление однотипных жалоб в различные надзорные органы, которые носят формальный характер и не учитывают компетенцию данных органов;
· подготовка искового заявления, если спор еще не рассмотрен в претензионном порядке.

Некачественные юридические услуги потребители могут оспорить в суде.
В оценке качества оказанной правовой помощи может быть полезен ГОСТ Р 56877-2016 «Руководство по оказанию правовой помощи потребителям».
Обратите внимание, что Минюстом России при участии МВД России, Минцифры России, а также органов исполнительной власти субъектов РФ создана федеральная государственная информационная система «Правовая помощь» (ФГИС «Правовая помощь»). В декабре 2022 г. ФГИС «Правовая помощь» заработала в экспериментальном режиме в 10 субъектах Российской Федерации. Президент РФ поручил до 1 октября 2025 года обеспечить взаимодействие ФГИС "Правовая помощь" с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) и подключение к ней участников государственной системы бесплатной юридической помощи во всех субъектах РФ.

За получением подробной консультации и правовой помощи в сфере защиты прав потребителей, в том числе, в части досудебной или судебной защиты прав потребителей, а также в части подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы власти, можно обращаться в консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», с адресами которых можно ознакомиться на сайте или уточнить по телефону 8(343) 374-14-55.

Made on
Tilda